Новый аэропорт, который китайское правительство построит к открытию Олимпийских игр в Пекине в 2008 году, будет самым большим в мире и, по словам его британского архитектора Лорда Фостера, будет "поистине ошеломляющим".
Отвечая навязчивой идее китайцев иметь у себя все самое большое, быстрое и высокое в мире, новый пекинский аэропорт превзойдет по своим размерам аэропорты в Гонконге и Хитроу. Когда строительство пятого терминала будет завершено, размеры нынешнего пекинского аэропорта увеличатся вдвое.
Лорд Фостер говорит, что на его строительство потребуется менее трех лет. Открытый конкурс на проект пятого терминала был объявлен в 1995 году и в 2001 году был утвержден проект Фостера. Однако, по мнению некоторых наблюдателей, новый терминал вряд ли откроется к Олимпиаде 2008 года.
Единственные люди, которые смогут разрушить триумфальные планы архитектора, - это новые лидеры Китая, его заказчики. В последние месяцы они явно проявляют желание выглядеть более скромно в глазах мировой общественности и намерены сократить масштабы планов строительства олимпийских объектов, предпочитая больше сосредоточиться на сокращении уровня бедности населения.
Они также принимают во внимание инцидент, связанный со строительством гонконгского аэропорта, проект которого тоже был разработан Лордом Фостером.
Его открытие в 1998 году совпало с началом финансового кризиса в Азии и началом пятилетнего спада гонконгской экономики, кульминация которого сопровождалась антиправительственными выступлениями в этой бывшей колонии Великобритании.
Лорд Фостер имеет на Дальнем Востоке очень высокую репутацию. Он построил в Гонконге высотное здание в футуристическом стиле на высоких сваях и знаменитый аэропорт.
"Масштаб гонконгского аэропорта действительно ошеломляет, - сказал Фостер в интервью газете Hong Kong's Sunday Morning Post. - В настоящий момент гонконгский аэропорт является самым крупным в мире. Но вскоре его затмит пекинский аэропорт".
Китай уже строит самый длинный мост в мире, от Нинбо до Шанхая, самой большой дамбу в "Трех ущельях", и соперничает за самое высокое здание, тоже в Шанхае.
Однако в результате "приступа скромности", охватившего этим летом китайское руководство, были резко сокращены масштабы строительства новых олимпийских. Лидеры Китая напуганы тем, что строительный бум, развернувшийся в условиях роста бюджетного дефицита, может стать причиной финансового краха.
Ярким тому примером является стадион, получивший название "птичье гнездо" из-за его фасада, окутанного стальными решетками. Чтобы сократить затраты на его строительство, проектировщики отказались от возведения раздвижной крыши. Строительство нового здания пекинского телевизионного центра, которое имеет экстраординарную форму в виде двух перевернутых букв "L", стоящих под немыслимым углом, было даже на время заморожено, и лишь недавно этому строительству был вновь дан "зеленый свет".
Но новая тяга китайского правительства к бережливости не останавливает Лорда Фостера. Когда его спросили, с какой еще страной, помимо Англии, он чувствует себя еще более тесно связанным, чем с Гонконгом, он ответил: "Что касается моей работы, то я не ощущаю себя связанным с моей родной Англией, поскольку там невозможно реализовать такие грандиозные проекты".
"Гонконг - удивительный город по темпам перемен и развития, как и Китай в целом. Здесь присутствует один важный фактор, который стимулирует этот темп, - удивительная энергия азиатских народов, которые могут работать по 24 часа все семь дней в неделю".
"Этому способствует и правительственное финансирование крупных проектов, которое в Китае избавлено от длительных процедур, связанных с планированием, экологическими экспертизами и учетом общественного мнения", - добавил он.