Противостояние из-за итогов президентских выборов на Украине определит будущее не только Украины, но и России. В этом смысле решение, которое примет Украина - будет оно продиктовано законом или людьми, - станет самым важным их всех, принятых бывшей советской республикой с момента распада СССР.
Украинская избирательная кампания была начисто лишена каких-либо признаков честного состязания. Оппозиционному кандидату Виктору Ющенко было отказано в доступе к СМИ, и почти нет сомнений в том, что его отравили. Премьер-министр Виктор Янукович победил потому, что, по сведениям независимых наблюдателей, в его пользу было фальсифицировано 2,8 млн бюллетеней. В центрах поддержки Януковича зафиксирована необычайно высокая явка: 96,3% в Донецкой области и 88,4% в Луганской. В этих областях на 2 тыс. избирательных участков допустили лишь девять наблюдателей от оппозиции.
Несмотря на это, Владимир Путин поздравил Януковича с "убедительной победой", а наблюдатели из СНГ назвали выборы "прозрачными, законными и свободными". Поддержку Россией явно запятнанных выборов связывают с желанием Москвы предотвратить ускользание Украины из российской "зоны притяжения". Прозападно настроенный Ющенко является сторонником вступления Украины в Европейский союз и НАТО, тогда как Янукович выступает против форсирования связей с этими структурами и поддерживает участие Украины в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан.
Но серьезнее, чем удар, который нанесла бы победа Ющенко желанию России доминировать на бывшем советском пространстве, выглядит удар, который она нанесла бы зарождающемуся в России авторитарному режиму. Последние три раза президентские выборы в России были не честнее, чем на Украине, и, если украинцы преуспеют в мирной передаче власти, это даст новую надежду и тем, кто мечтает о триумфе демократии в России.
Янукович - кандидат правительства президента Леонида Кучмы, режима коррумпированного и преступного даже по отвратительным меркам СНГ. Кучма, бывший директор ракетного завода, отдал украинскую экономику в руки группы коммунистических бюрократов, ставших бизнесменами, которые, как и в России, использовали свои коррумпированные связи с чиновниками для разграбления ресурсов страны за счет обнищания населения.
.
Основой богатства олигархов стал российский газ, который покупали по низким ценам и продавали на Украине с огромной выгодой. Олигархи владели санкционированными правительством монополиями, так что их прибыли были огромными, и часто даже не платили за газ, поскольку правительство обеспечивало их кредиты. Олигархические кланы превратились в региональные конгломераты, прибрав к рукам сталь, энергию и химическую промышленность, и обезопасили себя от конкуренции при помощи налоговых льгот и государственных субсидий.
Олигархическая система не принесла блага Украине, которая когда-то была, по некоторым данным, самой процветающей советской республикой. ВВП в 1990-х годах ежегодно падал на 10%, Украина привлекла даже меньше иностранных инвестиций, чем Румыния и Молдавия. В 1997 году Всемирный экономический форум поставил конкурентоспособность Украины на 52-е место среди 53 европейских стран. Но система осталась прежней, поскольку режим контролировал парламент, подавлял СМИ, а когда другие методы не давали желаемого результата, прибегал к террору.
У каждого из трех доминирующих на Украине олигархических кланов есть своя парламентская партия. Киевский клан Григория Суркиса и Виктора Медведчука, который владеет газовой промышленностью и энергоснабжением, контролирует Социал-демократическую партию, имеющую 39 мест. Днепропетровская группа, которую возглавляет Виктор Пинчук, женатый на дочери Кучмы, контролирует четыре крупных сталелитейных завода и фракцию "Трудовая Украина", имеющую 42 места.
Донецкую группу, региональный конгломерат, разбогатевший на угольных субсидиях, которую возглавляет Ринат Ахметов, представляет фракция "Регионы", имеющая 40 мест. После мартовских выборов 2002 года присутствие девяти олигархических фракций в парламенте ослабло, но они по-прежнему держат под крылом большинство из 450 депутатов.
Единственным прорывом в этой ситуации было назначение Ющенко премьер-министром в конце 1999 года, когда российский финансовый крах августа 1998 года грозил столкнуть Украину в дефолт. В короткое время пребывания у власти Ющенко урезал государственное финансирование, начал борьбу с коррупцией, создал равные условия, которые увеличили конкуренцию и производство. Он также предпринял серьезные усилия по борьбе со взяточничеством и реформе газового сектора. Его уволили после вынесения вотума недоверия, организованного олигархическими партиями и коммунистами в апреле 2001 года.
Помимо того, что он контролировал парламент, режим манипулировал прессой. Враждебные газеты закрывались, независимым журналистам угрожали. "Канал 5", единственный независимый телеканал, отключали в одном регионе за другим, его руководители подвергались арестам. В то же время покорные СМИ получали секретные инструкции из президентской администрации. Так, четыре контролируемых государством телеканала во время избирательной кампании игнорировали Ющенко, всесторонне освещая деятельность Януковича.
Наконец, олигархический контроль связывают с заказными убийствами. В 1990-е годы Украина стала местом сотен таких убийств, жертвами которых были журналисты и политики. Подозрения, что власти стоят за многими из этих смертей, всегда были сильными. Событием, на котором для многих закончились все сомнения, оказалось убийство Георгия Гонгадзе, редактора интернет-издания "Украинская правда", которое специализировалось на разоблачении коррупции в среде олигархов.
В ноябре 2000 года его обезглавленное тело нашли в лесу в окрестностях Киева. Через месяц лидер социалистической партии обнародовал пленку, на которой слышно, как Кучма говорит помощникам, что от Гонгадзе надо избавиться. "Депортируйте его. Пусть его похитят чеченцы". Пленку предоставил охранник, который тайно вел запись в кабинете Кучмы.
Когда распался СССР, республикам, ставшим пятнадцатью независимыми государствами, досталось наследство, от которого никуда не денешься. Коммунизм, который представляли как экономическую систему, на самом деле был попыткой абсолютизации политических целей ради разрушения нравственности. Беспрецедентная попытка заменить данное Богом на созданное человеком неизбежно должна была уничтожить чувство личной ответственности у миллионов людей, живущих на постсоветском пространстве.
Результатом абсолютизации власти в бывшем СССР стало то, что демократия укоренилась только в Балтийских республиках. В других республиках (возможно, за исключением Молдавии и Грузии) выборы существуют для того, чтобы подтвердить решение, уже принятое властью. Всего несколько дней назад казалось, что Украина укрепит эту традицию. Символом цинизма нынешнего украинского руководства стало то, как заместитель главы администрации Кучмы отреагировал на отравление Ющенко, у которого частично парализовало лицо, покрывшееся оспинами, заявив, что ему надо нанять дегустатора пищи.
Народный бунт против фальсифицированных результатов выборов на Украине охватил не только сторонников Ющенко, но и парламентариев, журналистов государственного телевидения и даже сотрудников спецслужб. Если он окажется успешным, он может изменить отношения между правителями и подданными на Украине настолько радикально, что изменится вся политическая психология на постсоветском пространстве.
Именно по этой причине Путин так непоколебим, поздравляя Януковича с "победой". Пример свободной Украины морально изолирует российское руководство, сделав очевидным, что Россия может либо присоединиться к цивилизованному миру, либо сохранить авторитарное правление, но не может сделать то и другое одновременно. В данном случае Украина может расплатиться со страной, принесшей ей коммунистическое рабство, демонстрацией того, что свобода дает предпосылки для нового старта.