В фантастических идеях у князя Потемкина никогда не было недостатка: приближенный Екатерины II хотел превратить степи в сады, дикую местность - в богатые, многолюдные города. Однако многое так и осталось недоделанным, и внешние декорации были призваны загородить убогую реальность. В некотором роде глава Кремля сейчас как раз занимается созданием "путемкинской" деревни в Чечне. Сначала он назначил в кавказской республике президента и соорудил правительство, теперь идет заливка фундамента: создается парламент с несколькими партиями. Однако пока этот фундамент недостаточно мощный, чтобы на нем базировались надежды населения.
Несомненно, формально это достижение, когда в зоне, где нет демократии, создается парламент. Чеченские избиратели, самые молодые из которых не могут вспомнить времен без войны и насилия, жаждут покоя, стабильности, порядка, и пусть прогресс пока будет совсем небольшим. С другой стороны, многим сейчас вспоминаются иллюзорные построения времен царизма. Они знают, что у нового парламента даже близко нет той власти, которая нужна настоящему народному представительству. В Чечне все еще силен тот, у кого есть оружие и кому подчиняется милиция, и сейчас такая фигура - это влиятельный глава клана Рамзан Кадыров, занимающий пост заместителя премьера.
Если Кремль действительно хочет улучшить ситуацию, он должен в первую очередь освободить людей от насилия. Важно было бы также, чтобы ОБСЕ одобрила выборы и признала их честными. Но Путин спешно провел это мероприятие, с тем чтобы и дальше рассказывать красивые сказки о положении в Чечне. Однако в действительности он упустил очередной шанс.