Россия обладает сырьевыми ресурсами, необходимыми Европе. Российская промышленность находится в плачевном состоянии, а европейская - одна из самых инновационных в мире. Российская инфраструктура схожа с аналогами из стран "третьего мира", Европа же располагает технологиями и специалистами, способными привести дороги, железнодорожные пути и коммунальное хозяйство восточного соседа к уровню, соответствующему XXI веку. И это не говоря о том, что сотрудничество Европы и России в военной отрасли и по вопросам безопасности - с привлечением США - было бы выгодно всем, пишет Tagesspiegel.
"Но это все в идеале", - замечает автор статьи Герд Аппенцеллер, указывая на то, что на деле сотрудничество во многих областях выстраивается со скрипом. "Обоюдное недоверие является основой для барьеров в процессе принятия экономических решений - на это кивают и русские, и европейцы". Выступая в Берлине, российский премьер Владимир Путин ратовал за общность интересов. "Нарисованная им перспектива европейской зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока или даже более тесных экономических связей в принципе соответствует уже существующему в Западной Европе видению ситуации. И тем не менее ей суждено буксовать из-за оговорок, которые озвучила прежде всего канцлер ФРГ Ангела Меркель". В этой связи автор публикации резонно задается вопросом о том, в чем состоит суть проблемы российско-европейских отношений?
"Заразным" называет автор статьи недоверие, исходившее изначально от новых восточноевропейских членов ЕС в отношении России. "Когда самый влиятельный российский политик ратует не где-нибудь, а в Берлине за доверие, он хоть и говорит в духе европейских реалий, но одновременно с этим заставляет нервничать ту же Польшу или страны Балтии, чующие новый российско-германский сговор за своими спинами".
Тот, кто не имеет возможности демонстрировать профессиональный оптимизм, как, к примеру, Восточный комитет германской экономики, опасается активности в России - при этом коррупция и отсутствие правового государства его страшат даже больше, чем крах бизнеса. Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал России, что она неотделима от турбулентности в мировой экономике. "А поскольку изоляция не работает, выход - в сотрудничестве на основе уважения", - замечает автор.