Мурманск, который в советское время был крупнейшей в Северной Европе военно-морской базой, сегодня представляет собой кладбище военных кораблей и подводных лодок, - пишет газета.
Военные базы на всем Кольском полуострове превратили регион в крупнейшее в мире кладбище ядерных отходов: здесь находятся более 100 подводных лодок. Их атомные реакторы норвежская экологическая организация "Беллуна" сравнивает с "Чернобылем замедленного действия".
В связи с застоем экономической активности в регионе, большая часть предприятий которого принадлежит военно-промышленному комплексу, население полуострова за последние 8 лет сократилось на 13%. Единственный выход из создавшегося положения, по мнению автора - сотрудничество с соседними странами.
Автор приводит примеры сотрудничества с США, Францией, Норвегией и другими европейскими и скандинавскими странами по созданию предприятий по переработке ядерных отходов и осуществлению проектов по очистке целых районов от последствий ядерного заражения. Кроме того, западные страны финансируют работы по демонтажу списанных атомных подводных лодок.
Совместная работа по демонтажу российских атомных подводных лодок, в рамках которого российские судостроительные предприятия и атомная промышленность получают десятки миллионов Евро, - переходный этап к сотрудничеству в области разработки нефтяных и газовых месторождений в северных морях.
Норвегия, чьи запасы энергетического сырья, вероятно, иссякнут уже к 2020 году, проявляет большой интерес к российским месторождениям. Все западные нефтяные компании готовы поставлять необходимое оборудование и обеспечивать финансирование работ, - отмечает статья.
По мнению вице-губернатора Мурманска Анатолия Малинина, добыча нефти может оказаться наилучшим способом выхода из кризисной ситуации. Городские власти, по его словам, готовы сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами.
Согласно имеющимся данным, запасы природного газа шельфового месторождения Штокмановское оцениваются в 2 000 - 3 000 млрд кубометров газа. Тимано-печорское месторождение обладает запасами, равными 2 млрд. тонн нефти. Запасы газовых месторождений на Ямале оцениваются в 15 000 миллиардов кубометров газа.
В конце октября должна начаться добыча нефти Тимано-печорского месторождения, расположенного в 1000 км к востоку от Мурманска. Добычу будет вести консроциум в составе французской ТотальФина, норвежской Норск Хидро и одной российской компании. С эксплуатации этого месторождения начинаются работы на шельфе Баренцева моря. В ТотальФина говорят, что его запасов хватило бы, чтобы обеспечивать сырьем всю Северную Европу в течение 50 лет. В подготовке проекта разработки Штокмановское принимали участие, помимо уже перечисленных компаний, американская Коноко и российские Газпром и Роснефть. Газпром планирует построить в Муманске нефтяной терминал.
Не будут забыты и судоремонтные предприятия Северодвинска. На некогда засекреченном ремонтном заводе Звездочка будут производиться нефтяные платформы, часть которых будет закупать норвежская Статойл. Российский Север начинает превращаться в нефтяное золотое дно.
Однако норвежские экологи предупреждают, что с началом эксплуатации нефтяных месторождений, в районе Баренцева моря возникнет серьёзная проблема, связанная с опасностью загрязения окружающей среды.