Генеральный прокурор комментирует результаты расследования
После трагической гибели атомной подводной лодки "Курск" 14 месяцев назад компетентные российские органы подвергались резкой критике по поводу плохого руководства и противоречивой информационной политики. Пока производится подъем корпуса лодки и его обследование в доке военного порта Росляково, расположенного около Мурманска, первые лица этих органов прилагают заметные усилия, чтобы исправить свою пошатнувшуюся репутацию. На ежедневных пресс-конференциях сообщаются новейшие результаты. Российский Генеральный прокурор Владимир Устинов в субботу вечером даже передал телеканалам 7-минутную видеозапись, в которой впервые, причем с комментариями, были представлены картины внутреннего состояния поднятой подлодки.
Взрыв не оставил никаких шансов на спасение
Внутреннее пространство лодки, в особенности место отделения носа от корпуса, дает впечатляющую картину разрушения. Все узлы сильно деформированы и переплетены между собой. По словам Устинова, это следствие двух взрывов, которые практически полностью разрушили переднюю часть лодки. 135 секунд, за которые произошли взрывы, не оставили находящимся там морякам времени на использование спасательных средств. Затем по подлодке очень быстро распространился пожар, температура в центре очага достигала 8000 градусов Цельсия, как объяснил Устинов. То, что огонь не прошел в дальние отсеки, с шестого по девятый, нужно приписать серьезным защитным мерам, которые были направлены на сохранность находившихся там атомных реакторов и крылатых ракет. Они не пострадали в этом "адском пламени", как выразился Устинов, комментируя видеозапись. А вот спасательные средства, которые могли бы использовать моряки, оказавшиеся в этих отсеках, вследствие взрыва стали непригодными.
Те члены экипажа, которые выжили после аварии, погибли, по последним данным, от удушья в течение нескольких часов, утверждает Устинов. Наверное, через пострадавшие от взрывов устройства подачи кислорода в лодку проникла вода, и дальние отсеки были полностью затоплены в течение шести, максимум, восьми часов после аварии. Поэтому Устинов с уверенностью сказал, что, к сожалению, временной фактор не дал команде потерпевшей аварию подводной лодки никакого шанса на спасение.
Командующий флотом отвергает версию попадания ракеты
Своими заключениями Устинов косвенно возразил командованию Северного морского флота, которое непосредственно после аварии распространяло информацию, позже им самим и опровергнутую, что еще в течение нескольких дней с людьми, находившимися внутри подлодки и взывавшими о помощи, осуществлялась связь путем перестукивания. Настоящая причина происшествия пока остается неизвестной. Снова командующий российским военно-морским флотом адмирал Владимир Куроедов энергично опровергает распространяемые рядом СМИ утверждения, которые флотское командование уже давно пытается дезавуировать, о том, что "Курск", мол, стал жертвой ракеты, выпущенной по ошибке с участвовавшего в маневрах корабля "Петр Великий". Эти утверждения абсурдны, настаивает Куроедов. Эта версия абсолютно лишена каких-либо оснований, как показали тщательные исследования, проведенные еще год назад. Между тем, три другие возможные причины аварии и далее интенсивно изучаются.
Наряду с гипотезой, считающейся сейчас наиболее вероятной ? что одна из испытываемых во время учений торпед новой модификации застряла в шахте и взорвалась в носовой части подлодки ? в качестве причины пожара и взрывов рассматривается также короткое замыкание. Если это вообще возможно, то только отложенный на следующий год подъем носовой части "Курска" мог бы, при определенных обстоятельствах, внести в этот вопрос окончательную ясность.
Большая часть членов экипажа не найдена
По информации агентства Интерфакс, до утра воскресного дня следователи извлекли останки 32 членов экипажа "Курска", семь тел уже сейчас могут быть идентифицированы и переданы родственникам для погребения, которое будет произведено со всеми воинскими почестями. Из-за взрывов и опустошительного пожара в передней части атомной подводной лодки большая часть членов экипажа, составлявшего 118 человек, никогда уже не будет найдена.