И снова Ясир Арафат украл у Шарона шоу. Это должна была быть неделя Ариэля Шарона - во вторник кнессет принял его план одностороннего отделения от палестинцев. Однако в среду вечером премьер-министр обнаружил, что его ветеран-противник, человек, о ликвидации которого он нет-нет да и задумывался на протяжении более 20 лет, снова опередил его на шаг.
Шарон провел план отделения. Но Арафат, находящийся в критическом состоянии, снова перетасовывает все карты. Премьер-министр основывал свой план на предположении о том, что с палестинской стороны нет партнера по переговорам. Если раис покинет арену сейчас, то основа процесса отделения полностью изменится.
В среду вечером глава Генштаба и центральное командование Армии обороны Израиля извлекли из подшивки дел план "Новая страница". Этот план - программа, которую нужно реализовать в день смерти Арафата. Основной принцип плана - уважение к палестинскому горю. Армия должна избегать вхождения в Рамаллах и минимизировать свое присутствие в потенциальных зонах конфликта. Солдаты получат инструкцию серьезно относиться к чувствам палестинцев - корпус образования даже подумывал о составлении документа с описанием мусульманских похоронных и траурных традиций.
С другой стороны, будет необходимо продолжить противодействовать угрозам, и армии будет разрешено входить во все города на Западном берегу с целью ареста потенциальных террористов, если потребуется, даже в период траура. Армия готова к противодействию в том случае, если скорбящие решат обратить свой гнев против солдат.
В любом случае, есть два момента, которые могут смягчить размах насилия: сократившаяся популярность Арафата на территориях (несмотря на тот факт, что палестинцы до сих пор считают его своим символом) и то, что Израиль в последнее время избегал конфликтов с председателем и не выглядел желающим навредить ему.
Если Арафат умрет в ближайшее время, Израиль столкнется с проблемами вокруг организации его похорон и места его захоронения. В прошлом председатель намекал, что он хочет быть похороненным на Храмовой горе. Европейские страны и египетский президент Хосни Мубарак, вероятно, окажут давление на Израиль с требованием выполнить "последнюю волю" Арафата.
Офицеры Армии обороны Израиля, которые поставили этот вопрос перед Шароном несколько месяцев назад, находятся под впечатлением, что премьер-министр ответит негативно. Армия обозначила альтернативное место - в Абу-Дисе, около здания парламента, с которого открывается вид на мечети, но находится это место с палестинской стороны барьера безопасности. Вызывает сомнение, что палестинцы согласятся с этим вариантом.
Десятки мировых лидеров и, возможно, некоторые израильские фигуры захотят присутствовать на похоронах Арафата. Вопрос будет в том, как обезопасить их, как спланировать маршрут процессии так, чтобы он был приемлем для обеих сторон. Во время дискуссий между центральным командованием и окружной полицией Иерусалима немедленно всплыло воспоминание о процессии на похоронах Фейсала Хусейни в мае 2001 года, которая стала демонстрацией палестинской силы в Иерусалиме - к великому недовольству Шарона.
Паника в царском дворе
Муката в Рамаллахе в последние два дня напоминает средневековый дворец. Приходят и уходят разнообразные посланники, врачи; советники борются за право провести последние мгновения с лидером - и даже супруга председателя Суха возвратилась из своей шикарной "ссылки" в Париже. Все это вносит свою лепту в обстановку неопределенности, в которой только горстка избранных знает правду о серьезности состояния Арафата.
Неясно, есть ли среди тех, кто знает правду, представители израильской разведки. По данным палестинцев, Израиль разработал целую систему шпионажа с целью знать о каждом движении и разговоре Арафата. Однако создается впечатление, что израильтяне не знают о точном диагнозе и самочувствии Арафата.
В последние недели к делу палестинского лидера были подшиты многочисленные новостные сообщения о состоянии его здоровья. Сначала говорили о простуде и гриппе. Потом были установлены две главные проблемы: кишечное заболевание и нарушение кровообращения. К концу недели появилась информация о раке (возможно, желудка) и о том, что состояние Арафата резко ухудшается.
Первый раз Арафат потерял сознание вечером в среду. Два палестинских лидера, один из которых ушел в отставку, Махмуд Аббас, а второй собирался это сделать, Ахмед Куреи, кинулись к постели своего босса. Из Газы приехал Муса Арафат, родственник председателя, недавно назначенный командующим силами безопасности в секторе Газа.
Вчера, выступая перед иностранными журналистами, Абу Мазен назвал состояние Арафата "критическим". Окружение Арафата говорит, что разум его помутился, он часто теряет сознание и испытывает затруднения при разговоре. Его чиновники добавляют, что Арафата тошнит уже несколько дней, он теряет вес, и лекарства больше не действуют.
Однако палестинский министр Джамиль ат-Тарифи донес до прессы иную информацию. "Я был с Арафатом, и его состояние было стабильным", - заявил он. (С другой стороны, тот же ат-Тарифи в начале этой недели запросил у израильских властей разрешение на вывоз Арафата в госпиталь, а позднее опроверг, что делал это.)
Пока египетские и тунисские доктора ставят председателю всевозможные диагнозы, личный врач Арафата, иорданец Ашраф Курди, заявил в интервью BBC на арабском языке, что он уже четыре дня не имеет возможности получить официальную информацию о состоянии своего пациента.
Задержка прибытия д-ра Курди в Мукату - он приехал в Рамаллах лишь вчера вечером - вызвала удивление Израиля. Почему он не прибыл немедленно на вертолете иорданских ВВС? Почему канцелярия Арафата не воспользовалась израильским разрешением на доставку Арафата в госпиталь в Рамаллахе или в Аммане?
Все эти вопросы подливают масла в огонь предположений, что состояние Арафата серьезнее, чем говорят его чиновники.
Арафатовский царский двор, вероятно, находится в состоянии паники после ухудшения состояния его здоровья, а на фоне этого разворачивается борьба за то, кто возьмет в свои руки бразды правления. По неофициальным данным, временно власть у Арафата забрал триумвират - Куреи, Аббас и Салим аль-Занун, спикер парламента.
Еще один вопрос ожидает окончательного решения: деньги. По оценке израильской разведки, сумма на анонимных банковских счетах Арафата может достигать 500-800 млн долларов. Мухаммед Рашид, финансовый советник Арафата, знает лишь о части этих счетов. (Злые языки поговаривают, что это объясняет, почему из Парижа примчалась Суха.)
Два правительства
Бригадный генерал Шалом Харари, старший военный аналитик по палестинским делам, уверен, что палестинцы будут винить в смерти своего лидера израильтян, "потому что на территориях распространены различные теории заговоров, и они считают израильтян сатанинским отродьем, способным провести такой акт и не оставить следов".
Однако большая часть внимания, по мнению Харари, будет направлена на борьбу за престолонаследие. Сначала руководство возьмет на себя старая гвардия ООП в соответствии с временными договоренностями между Махмудом Аббасом и Ахмедом Куреи. Однако ключ к будущему правительству находится в руках тех, кто возглавлял или возглавляет палестинский аппарат безопасности: в руках Мухаммеда Дахлана, Джибриля Раджуба, Тавфика Тирави и Мухаммеда аль-Хинди. Решающим является вопрос, кто получит их поддержку.
Харари ожидает, что более мощная борьба за власть развернется между ООП и "Хамас". "Арафат лично руководил тремя организациями: палестинской администрацией, ООП и "Фатх". "Хамас" это не нравилось, однако они не бросали ему вызов напрямую. У наследников Арафата не будет того же источника власти. "Будут два правительства: правительство "Фатх" и правительство исламистких организаций и оппонентов мирного процесса Осло", - считает Харари.
Однако, несмотря на многочисленные панегирики, произнесенные вчера, есть еще те, кто помнит о чудесном спасении Арафата из самолета, который рухнул в ливийской пустыне в 1992 году. Когда была обнаружена техническая проблема, помощники Арафата быстро перевели его в хвостовую часть самолета, считающуюся более безопасной. Они окружили его, создав живой щит из своих тел, и обложили его подушками и одеялами, и, когда самолет упал, Арафат остался жив, получив лишь незначительные ранения. Среди его окружения и среди экипажа самолета были те, кто расстался с жизнью, а миф о счастливом спасении Арафата быстро распространился.
Может быть, на этот раз история опять не дойдет до логического конца. В любом случае, говорит Харари, если Арафат выздоровеет, его заболевание свидетельствует, что его дни в руководстве ПА сочтены. Борьба за власть в палестинском руководстве уже началась.