На первый взгляд, Израиль находится в сильной позиции, а Шарон добился очередного успеха: он избавился от своего главного противника в тот самый момент, когда добился поддержки со стороны кнессета и международного сообщества, в частности Франции, в отношении своего плана ухода из сектора Газа.
Что касается и без того ослабленной Палестинской национальной администрации (ПНА), то она лишилась своего лидера, который "всем ветрам назло" до сих пор оставался легитимным партнером по переговорам в глазах Запада. До чего, впрочем, не было никакого дела израильскому премьер-министру, ибо он не имел ни малейшего желания обсуждать ни этот план ухода, ни какой-либо другой сюжет с тем, кого он продолжает называть "убийцей".
Переговоры. Но если вглядеться в эту новую ситуацию повнимательнее, то станет ясно: отнюдь не факт, что она облегчит израильское "одностороннее размежевание".
"Шарон потерял свой главный аргумент, к которому он прибегал, постоянно твердя: у Израиля нет партнера по переговорам, Арафат не может претендовать на этот статус, - отмечает ученый Жан-Франсуа Легрен. - Он не сможет отказаться от переговоров с его преемником. США будут толкать его в этом направлении, особенно если речь зайдет о Махмуде Аббасе".
Вчера и глава израильской дипломатии Сильван Шалом согласился: для Израиля "не составит никакой проблемы диалог с новой Палестинской администрацией, которая искренне захотела бы прекратить кровопролитие". Министр пошел еще дальше, добавив, что отныне рассчитывает осуществлять уход из Газы "во взаимодействии с Палестинской администрацией".
Никто не сомневается, что израильтяне будут прибегать к давлению и маневрам, чтобы к власти пришло "умеренное" палестинское руководство. Они знают, что в случае смерти Арафата международное сообщество, включая, возможно, и Вашингтон, будет требовать от них возвращения к "Дорожной карте". Но именно этого хотелось избежать Шарону, который надеялся, что уход из такого "осиного гнезда", как Газа, позволит ему обеспечить стране хотя бы минимальную безопасность, а главное - усилить контроль над Западным берегом.
Израиль знает и о том, что ни один палестинский руководитель не сможет пойти на слишком большие уступки на переговорах (если они состоятся), боясь прослыть марионеткой в руках американцев и израильтян.
Джокер? Да, Махмуд Аббас и Ахмед Куреи привлекают к себе внимание израильтян, так как в свое время они выступили против второй интифады. Но никто не может гарантировать, что этим двум палестинским руководителям удастся лучше, чем удавалось Арафату, контролировать исламистские группировки. Уж не припрятали ли израильтяне на этот случай в кармане джокера по имени Марван Баргути?
Лидер "Танзим" (вооруженных отрядов движения "Фатх"), зачинщик первой, а потом и второй интифады, он отбывает в тюрьме пожизненное заключение. Для многих молодых палестинцев он олицетворяет собой второе поколение участников сопротивления, хотя занимает умеренные позиции - он большой поклонник Ширака! Эта его репутация едва ли поколеблет непримиримого Шарона, но она может заинтересовать тех, кто - и в Израиле, и в Европе - поддерживает лагерь мира.