Жили-были "семь нефтяных сестер", родившихся после распада Standard Oil. Энрико Маттеи, основатель ENI, критиковал их владычество, но они были символом господства Запада, к которому имела отношение и Италия. Но теперь, когда цена на нефть достигла 92 долларов за баррель, вероятно, даже Маттеи не узнал бы географии своих врагов. Наследники Standard Oil - Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и BP - выглядят податливыми перед лицом могущественных "новых сестер", русских и китайских.
Чтобы понять, насколько стремительно меняется карта, достаточно сопоставить нефтяной курс в 2003 году с положением крупнейших мировых компаний, основываясь на биржевых ценах. Потому что новость заключается не в том, что число ведущих энергетических компаний в мировой десятке самых дорогих компаний увеличилось с двух в 2003 году до пяти на этой неделе, в то время как котировка цены за баррель возросла в три раза, с 30 до 90 долларов. В общем-то, все это можно было предвидеть в сфере, где при обычных условиях цена производства барреля нефти не сильно превышает 2 доллара.
Важнее то, что иерархия среди "supermajor" отражает революционные перемены в энергетической сфере. Самым ярким примером можно считать PetroChina и China Petroleum (Sinopec), две из "трех сестер", родившихся в 1982 году вслед за решением Пекина о реструктуризации национальной энергетической промышленности. Именно в эти дни PetroChina размещает в Шанхае еще один сегмент капитала в 9 млрд долларов, при этом спрос на акции компании в 50 раз превышает предложение. Взлет PetroChina можно назвать беспрецедентным: в середине 2005 года, когда нефть стоила 60 долларов за баррель, она была пятой среди самых крупных мировых компаний и оценивалась на бирже в 132 млрд долларов, ее акции котировались на Нью-йоркской и Гонконгской биржах. 20 апреля этого года (когда баррель нефти стоил почти 70 долларов), она была 13-й с 205 млрд, но на этой неделе она стала второй, и ее капитализация составляла почти 430 млрд: вся индустриальная и технологическая аристократия США, от Microsoft и General Electric, выстроилась вслед за PetroChina, перед ней удерживает позиции лишь Exxon Mobil.
Подобный взлет совершает и China Petroleum-Sinopec, вторая китайская сестра, призванная прикрывать южный фланг Народной Республики. 20 апреля она была 45-й в мире по капитализации, имея 116 млрд долларов. 16 октября, когда баррель нефти стоил 87 долларов, она уже была 9-й и стоила 265 млрд (дороже, чем At&T, почти столько же, как и Royal Dutch Shell) и с тех пор удерживает позиции. На стоимость акций старых "семи сестер", тех, против которых восставала ENI Маттеи, влияли резервы, производство, сеть потребителей, да и сама цена на нефть. Новые китайские гиганты играют по тем же правилам, но у них имеются и некоторые отличительные особенности. Например, правительство, владеющее контрольным пакетом акций в обеих компаниях, чего только не делает в своей погоне за ресурсами, необходимыми для обеспечения экономического роста страны. Компании Sinopec Пекин предоставляет субсидии, чтобы покрыть потери, связанные с установлением политической цены на бензин в Китае. PetroChina удается производить в Африке нефть по немыслимым для западных компаний ценам - эту компанию подозревают в использовании принудительного труда, и лишь немногие удивляются тому, что ее предложения по приобретению новых концессий, например в Анголе, оказываются самыми привлекательными.
Но и новые российские игроки действуют довольно успешно. При поддержке своего правительства-акционера "Газпром" за два года вырос на бирже с 70 до 280 млрд долларов. Он поглотил другие составные бывшей советской нефтяной промышленности, поставил Западную Европу в зависимость от своего газа и завязал отношения с другими странами, от Алжира до Венесуэлы. Находившаяся до 2005 года на позициях аутсайдеров, "Роснефть" воспользовалась ликвидацией ЮКОСа и теперь соперничает с ENI по капитализации. И ближайшее повышение цены на нефть на 10 или 20 долларов приведет, вероятно, к новому эффекту: новое поколение "авторитарные акулы" нового поколения обретут достаточно мощные челюсти, чтобы проглотить соперников средних размеров. Приобретение акций на 30 или 40 млрд - это "новым сестрам" на один зубок.