Перед тем как покинуть Кремль, Путин переделывает экономику. Его план прост: каждая отрасль должна контролироваться государственным холдингом. Это на руку прежде всего его клану. Российские предприниматели опасаются негативных последствий для страны
Президент России Владимир Путин за несколько месяцев до своего переезда из Кремля занят тем, что основательно переделывает экономику. По его указанию создаются государственные холдинги, так называемые госкорпорации, каждая из которых должна контролировать отдельную отрасль. Друзья и знакомые президента ликуют - им светят приносящие миллиардные доходы "угодья". Экономисты и ведущие предприниматели в ужасе.
Одна из ключевых фигур экономического плана президента - Сергей Чемезов. Путин знаком с ним еще со времен своей службы в Дрездене, где оба работали на КГБ. Когда Путин в 1996 году перебрался из мэрии Санкт-Петербурга в Управление делами президента и стал взбираться на первые ступеньки карьерной лестницы, ведущей к президентству, он взял с собой и Чемезова. Оба экс-шпиона сегодня снова выполняют миссию: они хотят национализировать экономику государства. Чемезов, возглавляющий оборонный концерн "Рособоронэкспорт", стоит на пороге своего назначения главой государственной корпорации "Ростехнология". Эта корпорация в будущем должна будет заниматься всеми договорами в сфере вооружений как внутри страны, так и за ее пределами, а также способствовать победоносному шествию высоких технологий made in Russia. В эту промышленную империю, годовой оборот которой составляет 20 млрд долларов (14 млрд евро), входят среди прочего металлургические концерны и крупнейший автопроизводитель концерн "АвтоВАЗ".
По всей видимости, негативный опыт с частными концернами
В конце сентября Чемезов в "Парламентской газете" обозначил свое политико-экономическое кредо. "Опыт показал, что без госконтроля наша промышленность, и прежде всего управляемая частным бизнесом, не обеспечивает перспективное развитие", - заявил глава "Рособоронэкспорта" в своем интервью. Выход из сложившейся ситуации - создание государственных корпораций. По словам Чемезова, госкорпорация надежно сдержит стихии рынка и погоню за суперприбылью, которые происходят за счет стратегических интересов страны.
Каждая госкорпорация создается после принятия закона. Основанием для этого стал закон о неправительственных организациях. Государственная корпорация согласно закону в первую очередь заботится не о прибыли, а выполняет "социальную или другую общественно полезную функцию". Государство предоставляет капитал. "Имущество, которое передается государственной корпорации Российской Федерации, является собственностью это корпорации", - говорится в законе. Таким образом, из государственного бюджета изымаются миллиарды. При этом государственные корпорации структурированы иначе, чем, скажем, газовый концерн "Газпром". Акции этого концерна котируются на бирже, государство владеет контрольным пакетом акций "Газпрома", сам концерн имеет собственников по всему миру. Его прибыль можно измерить.
Создавать госкорпорации, чтобы тратить деньги
До 2020 года Россия планирует инвестировать 1000 млрд долларов в модернизацию. Львиная доля этих средств будет взята из бюджета. "Государство хочет тратить много денег. Поскольку все другие пути через госбюджет затруднены и предусматривают преодоление препятствий в виде контроля, государство создает корпорации, при помощи которых тратить легче", - утверждает Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы и один из самых авторитетных экономистов в стране. Он считает "странным" непонимание того, что государственная корпорация, как и любая другая компания, стремится к получению прибыли. Такие цели, как, например, забота об общественном благе, он считает слишком расплывчатыми.
Тот факт, что государственная корпорация не подчиняется закону о процедуре банкротства, также настораживает экономиста. "Предположим, подобная корпорация инвестирует большие деньги в проект, который не приносит прибыли. Деньги сгорели. Что тогда? Нужно вкладывать еще? Что станет с имуществом? Ответа на этот вопрос никто не дает". Первые госкорпорации уже появились: Банк развития, через который должно осуществляться финансирование крупных национальных проектов - так называются приоритетные планы Путина по модернизации инфраструктуры России; "Роснанотех", концерн, который должен обеспечить лидирующие позиции России в области нанотехнологий, и "Росатом", монополист в области ядерных технологий. В ближайшее время должны возникнуть "Олимпстрой", который займется строительством всей олимпийской инфраструктуры к Играм 2014 года в Сочи, Фонд содействия реформированию коммунального хозяйства, а также "Ростехнология".
Запланировано также создание госкорпораций в сфере дорожного строительства, рыбной ловли и торговли лекарственными препаратами. В Госдуме заявляют также о том, что будут созданы госкорпорации по строительству ("Госцемент") и улучшению имиджа России за границей ("Госпиар"). Последняя поставит перед собой цель "сократить различия между представлениями иностранных предпринимателей об инвестиционном климате в России и реальным положением вещей". И производство водки могло бы быть взято под контроль государственной корпорацией. Ведь в конце концов речь идет о здоровье людей. Экономист Гуриев считает, что возникнет 20 госкорпораций, каждая из которых получит в среднем по 10 млрд долларов стартового капитала.
Критики считают, что возникает угроза российской конъюнктуре
Аркадий Дворкович, глава экспертного управления президента РФ, также не в восторге. "Я считаю подобную моду на создание госкорпораций чрезвычайно опасной", - говорит он. Будучи в какой-то степени согласным с образованием Банка развития и Агентства по страхованию вкладов, он отклоняет принцип "каждому сектору по госкорпорации". Он не может "избавиться от ощущения, что государство не понимает, что это может позволить и рыночная экономика. Это самый верный путь свести к нулю экономический рост".
Госкорпорации - рай для чиновников, которые обнаружили свои интересы в экономике. Они считают, что в министерствах им мало платят и там они перегружены работой. "Они считают, что они выполняют миссию. Они думают, что могут помочь российской экономике. Они хотят добраться до рычага экономики", - говорит экономист Гуриев. Российское издание экономического журнала Forbes называет их "новыми российскими олигархами".
Хрестоматийным примером чиновничьего рая является "Роснанотех". В распоряжении этой госкорпорации находятся 130 млрд рублей (3,7 млрд евро) из государственного бюджета. "Перед ней стоит цель реализации государственной политики в области нанотехнологий", - туманно говорится в законе.
Возглавляет корпорацию экспертный совет, куда входят 14 человек. Президент и правительство вносят кандидатуры 5 членов, Совет Федерации и Госдума - по 2 кандидата. Президент назначает генерального директора, он же имеет право отправить его в отставку. Во главе "Роснанотеха" находятся в основном парламентарии и министры. А также Михаил Ковальчук. Он возглавляет "Курчатовский институт" и известен тем, что имеет влиятельного брата: Юрий Ковальчук ведает судьбой петербургского Банка России. Этот финансовый институт считается первым адресом финансовых потоков из окружения Путина.
Экономист Гуриев считает экспертные советы, чьи заседания проводятся в лучшем случае раз в квартал и которые к тому же относятся к внутренним властным кругам, не способными выполнять контролирующие функции. Существует опасность того, что будут исчезать миллиардные суммы. "Для чиновников госкорпорации становятся весьма привлекательными, поскольку они по большому счету осуществляют бесконтрольную деятельность и получают широкий доступ к финансовым ресурсам". Россия занимает 143-е место по уровню коррумпированности в списке, составленном Transparency International.
Чемезов не согласен с подобными утверждениями. "Президент лично назначает глав этих корпораций, существуют экспертные советы и контролирующие структуры. Уход в теневую экономику исключен изначально".
Такие люди, как Чемезов, еще должны доказать, что способны эффективно руководить подобными корпорациями. Так, два года назад Чемезов в одночасье возглавил концерн "Лада". Доля концерна на рынке падает, как и его оборот. Тем не менее у концерна недавно все же появился повод говорить об успехе: впервые автомобили, выпускаемые концерном, стали оснащаться системой первичной безопасности ABS.