Тысячи людей исчезали и никогда не возвращались, приговоренные военными судами к смерти. Кого-то обвиняли в сотрудничестве с НСДАП, других увозили по обвинению в "контрреволюционном саботаже". А близкие и родственники напрасно десятилетиями ждали их возвращения, пишет корреспондент Frankfurter Allgemeine Zeitung Райнгард Мюллер.
И только после развала Советского Союза правда стала всплывать на поверхность. Теперь тот, кто был репрессирован по политическим причинам, может быть реабилитирован, сообщает издание.
Многое в судьбах пропавших в годы репрессий и Второй мировой войны людей прояснил немецкий Фонд "Саксонский мемориал". С 2000 года фонд, которым руководит историк Клаус-Дитер Мюллер, по заданию правительства ФРГ начал сотрудничество в рамках международного проекта, занимающегося судьбами советских и немецких военнопленных.
Как отмечает издание, фонд является единственным германским институтом, специалисты которого допущены к документам ФСБ.
Реабилитация немцев Россией может иметь последствия в области имущественных споров в Германии, продолжает автор. До сих пор ведутся ожесточенные споры о том, ставил ли СССР в качестве условия для объединения Германии невозможность возврата имущества, захваченного в период с 1945 по 1949 год в зоне советской оккупации. При этом, поясняет автор статьи, сегодня действует закон о реституции, а точнее о невозможности возврата имущества, который был признан не противоречащим конституции.
Как отмечает в заключение издание, в ходе одного долгого судебного разбирательства дело все-таки дошло до возвращения собственности. Предпосылкой к удачному исходу суда стало то, что реабилитированный был приговорен не только к заключению или смертной казни, но и был лишен имущества. Кроме того, поясняет автор правовые тонкости, реабилитированный должен был владеть правом собственности в момент вынесения приговора. То есть, заключает корреспондент, тысячи дел о реабилитации в России не приведут к такому же количеству случаев возвращения собственности.