За десять лет своего существования "Новая газета", ставшая символом свободной прессы в России, лишилась четырех своих журналистов. Давление властей, обвинения в "экстремизме", финансовые проблемы - "Новой газете" всегда приходится быть в состоянии боевой готовности, пишет La Presse.
Чтобы работать в самой критически настроенной российской газете, необходима дерзость. Она была у Анны Политковской, Игоря Домникова и Юрия Щекочихина. "Все трое были убиты из-за своей работы в "Новой газете", считают в редакции, продолжающей собственное расследование", - пишет корреспондент Фредерик Лавуа. В 2009 году к их портретам на стене присоединились фотографии Анастасии Бабуровой, Станислава Маркелова и Натальи Эстемировой. Как отмечает руководитель пресс-службы издания Надежда Прусенкова, двое последних хоть и не писали для "Новой газеты", но были "друзьями" газеты. "Хотя "Новая газета" считает себя скорее независимым, чем оппозиционным изданием, действительность вынуждает ее наживать врагов и дорожить друзьями. На своих страницах газета иногда открыто поддерживает маргинальную либеральную оппозицию. Она безжалостна к власти", - констатирует издание.
Владимир Путин входит в категорию врагов газеты. "Мы его не любим, и он нас тоже не любит", - признает Прусенкова. Именно при Путине, в 2006 году, коллектив журналистов был вынужден вопреки собственному желанию продать 49% акций издания, чтобы выжить. Покупателями стали оппозиционный олигарх Александр Лебедев и бывший президент СССР Михаил Горбачев. "Мы тогда находились в состоянии экономической блокады. Представителей крупных компаний пригласили в Кремль и рекомендовали им не публиковать рекламу в некоторых газетах. "Новая газета" была на первом месте в этом почетном списке", - иронизирует Прусенкова, признавая, что этот список исчез с приходом в Кремль Дмитрия Медведева. После 2008 года чиновники стали отвечать на вопросы журналистов редакции, а первое интервью после избрания Медведев дал именно "Новой".
"Тем не менее, проблемы в отношениях с властью не закончились. Расследования убийств журналистов затягиваются, а закон об "экстремизме", принятый в 2007 году, грозит газете закрытием", - отмечает La Presse, напоминая, что недавно Роскомнадзор вынес предупреждение "Новой газете" в связи с пропагандой фашистских взглядов в статье, которая как раз разоблачала движение крайне правых, предположительно причастных к убийству Бабуровой и Маркелова. Согласно закону, второе предупреждение приведет к прекращению работы издания. "Безусловно, желание нас приструнить есть, но мне кажется, это скорее связано с некомпетентностью Роскомнадзора", - цитирует издание слова Прусенковой.
Несмотря на все опасности, низкие зарплаты и задержки с выплатами, "Новая газета" не испытывает недостатка в желающих там работать. "Двери газеты открыты для всех. В "Новую газету" легко попасть, но трудно выдержать. Потом уйти практически невозможно", - пишет издание.