В России все чаще снимаются дорогостоящие фильмы на историческую тематику, цель которых - подчеркнуть национальное величие, пишет Neue Zuercher Zeitung.
"Большие надежды на свою самую дорогую за всю историю отечественного кинематографа картину, представленную на последнем кинофестивале в Каннах, возлагал не только ее режиссер Никита Михалков, но и власть", - пишет автор публикации Ульрих М. Шмид, добавляя, что на сиквел снятого в 1994 году фильма "Утомленные солнцем" было выделено порядка 40 млн долларов из государственных средств. Однако фильм оставил равнодушными не только жюри фестиваля, но и провалился в российском прокате.
"То, что критики именитого режиссера расценили как апологию сталинизму, стоит понимать в более широком контексте, - замечает автор. - В своих исторических картинах Михалков пытается объяснить истоки русской трагедии". Так, в "Сибирском цирюльнике" отчетливо прорисовываются упреки в адрес Запада, а в "Утомленных солнцем - 2" Россию в бездну толкает переплетение коричневой и красной диктатур.
"При этом Михалков творит в рамках официальной идеологии - Владимир Путин хочет не возврата к Советскому Союзу, а национально-религиозного ренессанса России", - говорится в статье. Сам Никита Михалков позиционирует себя как реинкарнацию российской культуры, ссылаясь на родословную, в которой наряду со знаменитыми художниками и композиторами представлены такие величины, как Пушкин и Толстой. В этой связи режиссер позволяет себе "авторский" взгляд на историю, представляя, к примеру, белую эмиграцию как героев и патриотов, на которых должно равняться молодое поколение, замечает автор.
Соотносится с официальной интерпретацией истории и блокбастер "1612" (2007 год), в котором показано, как русские при помощи крестьянской хитрости и мужества одолели польских оккупантов, превосходящих их числом. "Агрессоры с Запада представляются лжецами, мошенниками и даже убийцами детей. Фильм о событиях Смутного времени следует воспринимать как аллегорию недавнему прошлому: так, как Романовы одолели чужаков, Путин в свое время справился с хаосом эпохи Ельцина". Неудивительно, пишет автор, что картину финансировал российский олигарх Виктор Вексельберг, который уже не раз обеспечивал себе благосклонность Кремля подобными акциями.
И советская эпоха все чаще становится историческим фоном современного российского кино. Примером тому служит вышедший на экраны в 2008 году фильм Валерия Тодоровского "Стиляги", в котором выражается конфликт между серыми советскими буднями 1950-х годов и пестрым миром американской культуры развлечений. Однако в этом фильме не только показано античеловеческое лицо коммунизма, но и чувствуется ностальгия по советскому строю.
"Нынешнее многообразие исторических картин может интерпретироваться как завуалированная позиция по актуальным политическим и социальным проблемам. Удивительным при этом является выпячивание национального величия России. Принцип "управляемой демократии" не ставится под вопрос - важно лишь иметь правильного руководителя. Таким образом, осталось только дождаться выхода фильма о гражданском мужестве в России".