Шпионил ли Обама за лидерами дружественных к США стран? Или предполагаемая прослушка телефона Меркель осуществлялась без ведома Белого дома? Что станет с АНБ в дальнейшем? Какими мотивами руководствовался Сноуден? Таковы вопросы, вынесенные в заголовки многих британских и американских газет.
"Чиновники утверждают: Обама не был в курсе шпионажа США за мировыми лидерами" - такой заголовок встречаем в The Wall Street Journal. "АНБ прекратило программу, которая использовалась для слежки за канцлером Меркель и рядом других мировых лидеров после того, как этим летом администрация Обамы начала внутреннюю проверку и Белый дом обнаружил, что такая операция имеет место", - пишут журналисты Шивон Гормен и Адам Энтус, пересказывая слова американских чиновников.
Источники заявили: при внутренней проверке обнаружилось, что АНБ следило примерно за 35 мировыми лидерами. "Тем самым правительство США впервые публично признало, что прослушивало телефоны мировых лидеров", - пишет газета, отмечая, что к волне возмущения слежкой присоединились и европейские лидеры.
Источники сообщили некоторые подробности: по их словам, Белый дом прекратил некоторые программы слежки после того, как узнал о них. Другие программы планируется завершить, но пока они не прекращены полностью.
Газета комментирует: "Из этой версии следует, что президент Обама почти 5 лет не знал, что его собственные шпионы прослушивали телефоны мировых лидеров".
Как объясняют это чиновники? По их словам, было бы непрактично информировать президента обо всех многочисленных операциях АНБ по прослушке. "Они добавили, что президент был проинформирован о широких "приоритетах" сбора разведданных и одобрил их, но решения о конкретных объектах разведки принимаются нижестоящими лицами".
"Эти решения принимаются в АНБ", - сказал один из источников, но добавил, что теперь это правило пересматривается.
Почему же прекращены не все программы шпионажа за мировыми лидерами? "Некоторые программы поставляют разведданные, полезные для США", - пишет газета.
Чиновники также отметили, что в сеть АНБ могут попасть и разговоры некоторых лидеров, которые не являются непосредственными объектами слежки США.
Новая версия властей США подтверждает некоторые утверждения, опубликованные на прошлой неделе The Guardian, отмечает газета, поясняя, что британское издание ссылалось на документ из запасов Сноудена.
Летом Обама начал две проверки деятельности АНБ - внутреннюю и внешнюю. Комиссия, которая осуществляет внешнюю проверку, даст президенту рекомендации о том, как лучше всего использовать потенциал АНБ, "а также взвесит вопросы внешней политики, национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, доверия общества к власти и необходимости предотвращать утечки данных", говорится в статье.
Между тем Los Angeles Times публикует свидетельства источников, которые полемизируют со статьей The Wall Street Journal. "Сотрудники разведки США говорят, что Белый дом дал "добро" на шпионаж за союзниками" - так называется этот материал. "По некоторым сведениям, сотрудники АНБ и других разведслужб США уязвлены тем, что Обама отрицает, что знал о шпионаже", - пишут журналисты Кен Диланян и Дженет Стобарт.
"Белый дом и Госдепартамент "подписывались" под слежкой, в ходе которой прослушивались телефонные разговоры дружественных зарубежных лидеров", - так пересказывает газета слова источников, отмечая, что среди них есть как бывшие, так и действующие сотрудники разведки США.
По мнению источников, Обама заявляет о своем неведении, пытаясь дистанцироваться от откровений Сноудена, испортивших его отношения с близкими союзниками. На операции АНБ публично пожаловались Франция, Германия, Италия, Мексика и Швеция, а в понедельник - и Испания.
Негативная реакция прозвучала и на Капитолийском холме. Сенатор Маккейн предложил создать специальный комитет Конгресса для изучения вопроса о прослушке иностранных лидеров.
"Как именно осуществляется слежка, неясно. Но если зарубежный лидер избран для прослушки, то посол США в соответствующей стране и сотрудник Совета национальной безопасности при Белом доме, отвечающий за эту страну, получают регулярные доклады", - сказали газете два неназванных отставных сотрудника разведки.
Один из источников заметил, что Обаму, возможно, не информировали о конкретных операциях АНБ. "Но Совет национальной безопасности и высшие руководители разведывательного сообщества явно знали доподлинно, что происходит. Смешно утверждать обратное", - добавил он.
Некоторые разведчики посетовали: Белый дом возлагает на них вину за слежку, которая была санкционирована законом и использовалась самим Белым домом. "Белый дом официально порвал отношения с разведывательным сообществом", - заключил источник.
Он также сказал, что решения шпионить за дружественными зарубежными лидерами принимаются с учетом мнения Госдепартамента - оценок политического риска. "Затем все ценные разведданные передаются советнику президента по контртеррористической деятельности - Лайзе Монако, а также другим сотрудникам Белого дома", - говорится в статье.
"Возможно, Обама запретит шпионаж за главами союзных государств" - сообщает в заголовке The New York Times. Президент США намерен запретить АНБ прослушку лидеров стран, которые являются союзниками США, пишут журналисты Марк Лендлер и Дэвид Э. Сэнджер, ссылаясь на чиновников администрации США и американских законодателей. "Так Обама реагирует на обострившийся дипломатический кризис, вызванный сообщениями, что это агентство много лет прослушивало мобильный телефон Ангелы Меркель", - поясняют авторы.
Белый дом проинформировал о своих планах сенатора-демократа Дайанну Фейнстейн, сообщает газета. В понедельник Фейнстейн, председатель сенатского комитета по делам разведки, заявила, что США не должны шпионить за звонками и электронными письмами "дружественных президентов и премьер-министров", и пообещала, что комитет приступит к "крупной проверке всех программ сбора разведданных".
В понедельник вечером Белый дом заявил, что окончательного решения по вопросу о слежке за дружественными зарубежными лидерами пока не принято. Однако газета полагает, что близятся кардинальные перемены в АНБ, имевшем почти неограниченные полномочия на слежку. Издание также предрекает "яростные дебаты о том, кто может считаться американским союзником". Позволительно ли собирать разведданные, например, о нынешних лидерах Египта?
В понедельник Фейнстейн заверила: Белый дом сообщил ей, что полностью прекратит сбор разведданных в дружественных странах. Неназванные источники в администрации США назвали слова Фейнстейн "неточными", но признали, что уже меняют политику слежки. Похоже, возмущение методами АНБ затронуло даже таких преданных защитников администрации Обамы, как сенатор Фейнстейн, комментирует газета.
АНБ утверждает, что не информировало Обаму о слежке за Меркель. Между тем, по данным газеты, слежка началась в 2002 году и была прекращена, лишь когда обнаружилось хищение данных Сноуденом. "К тому моменту стало очевидно, что списки иностранных официальных лиц, которые были объектами деятельности, вполне могут быть опубликованы, - сказал неназванный чиновник, - поэтому многие перехваты были приостановлены".
По словам источников в администрации США, сотрудники АНБ имели право не только собирать данные о звонках Меркель, но и подслушивать ее разговоры.
Администрация Обамы ни публично, ни в кулуарах не выражает желания подтвердить или опровергнуть утверждения о прослушке телефона Меркель. Заявлено лишь, что телефон Меркель не прослушивается АНБ в настоящее время и не будет прослушиваться в будущем. "Отказ говорить о прошлом еще более возмущает немецких чиновников", - замечает газета.
Опрошенные газетой американские чиновники - действующие и отставные - не говорили прямо о решении следить за Меркель. Но они отметили, что АНБ не нуждается в санкции американского суда для прямого подслушивания телефонных разговоров иностранцев за пределами США (санция нужна, если человек имеет гражданство США и/или находится в США).
Статья в блоге The Cable журнала Foreign Policy носит интригующее название: "Теперь нам вообще кранты": лучшая подруга АНБ только что подложила свинью разведчикам". Сенатор Фейнстейн принадлежала к самым верным защитникам АНБ в Конгрессе США, пишут журналисты Шейн Харрис и Джон Хадсон.
"Теперь же она внезапно не поладила с агентством и призывает проверить шпионские программы США сверху донизу. Ее давние друзья и союзники крайне озадачены этой метаморфозой", - говорится в статье.
"Теперь нам вообще кранты", - сказал в интервью для блога неназванный сотрудник АНБ. "Когда твои немногочисленные друзья исчезают бесследно под покровом ночи, не оставив нового адреса, понимаешь, что дело плохо", - добавил он.
Признаком метаморфозы авторы считают заявление Фейнстейн, упомянутое выше, в статье The New York Times. "Она сказала, что США должны следить только за иностранными лидерами враждебных стран или в чрезвычайных обстоятельствах, и только при условии, что президент лично одобрит слежку", - пересказывают журналисты.
Если проверка спецслужб, о которой говорила Фейнстейн, осуществится, это будет, возможно, одна из самых масштабных проверок за недавний период.
Со своей стороны, неназванный бывший сотрудник спецслужб выразил свое недоумение. По его словам, главный вопрос таков: "Где был сенатский комитет по делам разведки, когда надо было осуществлять надзор за этими программами? И что сенаторам сообщало АНБ? Если они не знали о слежке, это означает, что им лгали".
Журнал также отмечает, что эта неделя в Конгрессе США решающая: Фейнстейн и ее соперники готовятся внести на рассмотрение альтернативные законопроекты, касающиеся АНБ.
Тем временем британский премьер чувствует себя уверенно. "Дэвид Кэмерон завуалированно пригрозил СМИ из-за утечек информации АНБ и Центра правительственной связи" - таков заголовок в The Guardian. Британский премьер призвал The Guardian и другие газеты проявить "социальную ответственность" при освещении данных АНБ, сообщает журналист Николас Уотт. Иначе власти постараются своими средствами предотвратить публикацию данных, опасных для национальной безопасности.
В понедельник Кэмерон заявил, выступая перед депутатами Палаты общин, что пресса в Великобритании свободная, а подход правительства - "попытки говорить с прессой и объяснить, какой ущерб могут нанести некоторые" публикации.
"Я не хочу, чтобы мне пришлось прибегать к судебным запретам, "рекомендациям министерства обороны" или другим более жестким мерам", - продолжал Кэмерон. Но если газеты "не продемонстрируют определенную социальную ответственность, правительству будет очень трудно стоять в стороне и ничего не делать", заявил премьер.
Система рекомендаций министерства обороны Великобритании - это добровольная договоренность правительства и СМИ. Ведомства могут рассылать в СМИ специальные извещения, дабы предотвратить "нечаянную публичную огласку информации, которая нанесет ущерб операциям и методам армии и разведки Соединенного Королевства".
В другой статье Los Angeles Times возвращается к человеку, с чьих разоблачений началась вся эта скандальная история. "Дело Сноудена длится почти полгода, а люди все еще спорят о мотивах его поступка" - так называется материал. Информация, которую предал огласке Сноуден, нанесла большой урон имиджу Америки как надежного союзника и демократической страны, уважающей права человека, отмечает журналистка Кэрол Л. Уильямс.
Тем временем в обществе спорят, кто такой Сноуден - правдолюб или преступник?
"Эксперты по международной безопасности обычно считают, что "слив информации" Сноуденом принес определенную пользу - побудил к разговору о массовой слежке: законна ли она, нужна ли она, результативна ли она при борьбе с терроризмом?" - говорится в статье.
Правозащитники приветствуют поступок Сноудена. Но юристы чаще указывают, что он нарушил подписку о конфиденциальности и потенциально нанес ущерб контртеррористическим операциям.
Филип Боббит, директор Center for National Security Law (Колумбийский университет), полагает, что сбор метаданных - подспорье для предотвращения терактов, а разоблачения Сноудена - подарок "Аль-Каиде".
Бенджамин Уиттес (Brookings Institution) считает, что в Сноудене уживаются "герой" и "преступник". "Патриоты не везут большие объемы информации в Россию и Китай", - заметил он.