Бывшая главный редактор Le Monde Натали Нугайред в статье для The Guardian сравнивает лидеров России и Турции. Она полагает, что при всем сходстве между ними есть и различия, одно из которых Европа может обернуть себе на пользу.
"Эти двое сердитых мужчин управляют крупными странами, которые граничат с Европой. Они ругают Запад, а тот все никак не может найти к ним подход. Такое ощущение, что редкая неделя обходится без нападок на ООН и Европу со стороны Реджепа Тайипа Эрдогана или Владимира Путина, - пишет автор. - Новый приступ отчуждения был спровоцирован региональными кризисами в Сирии и на Украине. Эрдоган возмущается, что США давят на него в связи с отказом начать прямое вторжение в Сирию против "Исламского государства" (ИГИЛ). Путин трактует украинский конфликт как следствие евроатлантических маневров в соседних с Россией странах".
"У Эрдогана и Путина много общего, - продолжает Нугайред. - Им обоим немного за 60, они давно пребывают у власти (Путин с 1999 года, Эрдоган - с 2002) на премьерских или президентских постах. Они претендуют на роль отцов своих народов. Их политические нарративы представляют собой смесь национализма с антилиберальным традиционализмом. Их видение общества, как и методы управления, противоречат ценностям, которые продвигает Европа. Они сосредотачивают власть [в своих руках], подавляют оппозицию, ограничивают свободу СМИ, контролируют интернет, оба укротили судебную власть, оба разыгрывают религиозную карту".
"Под управлением турецкого и российского президентов в общей сложности находится 220 млн граждан. Их страны с начала столетия показывают устойчивый рост. Они хотят диктовать свои условия, и этим, кажется, многих застали врасплох", - говорится в статье. И Путин, и Эрдоган озабочены "восстановлением национальной гордости": акцент делается на том, что их государства "стали жертвами Запада", что он их "обманул", при этом "банкротство, случившееся с [двумя] бывшими империями по их собственной вине, упоминается редко, как и законные устремления подчиненных им народов".
Наконец, добавляет Нугайред, "важное сходство между Эрдоганом и Путиным состоит в их одержимости конспирологией. Любая политическая оппозиция списывается на заговор Запада".
"Однако при всех сходствах между ними есть и фундаментальные различия", - переходит она к заключению. Помимо расхождения во мнениях насчет Сирии ("смена режима в Дамаске, за которую выступает Эрдоган, была бы настоящим проклятием для Путина"), есть и еще один момент: "В отличие от Путина, Эрдоган не пытается пугать страны Запада. Он просто на них жалуется. Громко и страстно. Один из этих сердитых мужчин, как ни крути, более сговорчив, чем другой. Имеет смысл помнить об этом при продумывании следующих шагов Запада и Европы", - заключает Нугайред.