Вчера палестинцы отметили третью годовщину своего восстания против израильской оккупации, но нет никаких признаков того, что какая-либо из сторон имеет стратегию по прекращению насилия, в результате которого погибло 3163 человека, в том числе 502 ребенка.
Израильтяне вчера праздновали еврейский Новый год, а палестинцы маршировали по улицам Наблуса и Газы. Но для тех и других праздник был омрачен страхом перед будущим. Спустя три года после поездки Ариэля Шарона на Храмовую гору, ставшей поводом для интифады, мир кажется недостижимым.
Вчера небо над Иерусалимом было затянуто осенними тучами, но это пустяк по сравнению с грозовыми тучами, нависшими над мирным процессом. Надежды, появившиеся в начале лета, когда израильский премьер-министр Ариэль Шарон и тогдашний премьер-министр Палестины Абу Мазен стояли бок о бок с президентом Бушем и говорили о намерении осуществить план "Дорожная карта", исчезли.
"Дорожная карта" Буша, ведущая к созданию в 2035 году палестинского государства, отложена в сторону, поскольку ни один из ее пунктов не выполнен. Сегодня дипломатические усилия мирового сообщества сводятся к тому, чтобы заставить стороны начать новые переговоры.
Абу Мазен, человек, считавшийся палестинским лидером, с которым США и Израиль могут иметь дело, уже не премьер-министр, он был вынужден уйти из-за разногласий с палестинским президентом Ясиром Арафатом.
Встречи в Акабе как будто не было. Арафат, который, как предполагалось, будет оттеснен на обочину, вернул себе контроль над палестинской политикой: вчера был объявлен состав нового кабинета министров, состоящий из закадычных друзей Арафата.
На июньской встрече в Акабе (Иордания) Шарон обещал создать "жизнеспособное палестинской государство", но его правительство, несмотря на возражения США, настаивает на продолжении строительства стены безопасности, отрезающей большие ломти от Западного берега. Он обещал демонтировать незаконные поселения на Западном берегу, но экстремисты из числа жителей немногих уничтоженных поселений либо вернулись назад, либо перенесли свои жилища на соседний холм.
Абу Мазен обещал "положить конец насилию и терроризму". Он добился от палестинских вооруженных группировок прекращения огня, которое длилось шесть недель. Но правительство Шарона заявило, что этого недостаточно, и возобновило ликвидации боевиков, со словами: если Абу Мазен не уничтожит такие группировки, как "Хамас" и "Исламский джихад", это сделают израильтяне. По мнению некоторых наблюдателей, это означало несоблюдение прекращения огня. Ответом боевиков стало возобновление терактов, совершаемых смертниками. Израиль в ответ увеличил масштабы кампании убийств.
Израиль и палестинцы вернулись на круги своя: за убийством следует теракт, за которым следует убийство, как день сменяется ночью. Количество смертей растет. Как минимум 552 мирных жителя Израиля, 100 из которых не достигли 18 лет, погибли в результате терактов, в том числе совершенных смертниками, 246 израильских солдат было убито во время несения службы.
Силами безопасности Израиля уничтожено как минимум 2197 палестинцев. Трудно выяснить, сколько из них были мирными гражданами, однако известно, что израильтяне убили 123 боевика, но при этом погибло 84 случайных прохожих. 399 погибших палестинцев были детьми, 200 из них - младше 15 лет.
Нет никаких признаков того, что у сторон есть стратегия по прекращению бойни. Вторжение израильтян на Западный берег и оккупация городов в этом регионе не принесли результатов. Неэффективными оказались аресты тысяч палестинцев. 123 убийства не привели к прекращению терактов смертников. Израильтяне по-прежнему гибнут, когда садятся в автобус, чтобы ехать на работу или в школу, когда идут вечером в ресторан или клуб.
Огромное большинство палестинцев влачит жалкое существование. Они тоже гибнут по пути на работу или в школу, когда израильская ракета наносит "побочный ущерб", их убивает шрапнелью, когда израильские солдаты и боевики ведут перестрелку на улице или когда израильтяне стреляют в палестинских детей, бросающих камни в их танки.
Миллионы палестинцев не могут выбраться из городов, окруженных израильской армией, их свободу передвижений ограничивают блокпосты. Палестинская экономика рухнула, и у детей на оккупированных территориях отмечаются признаки недоедания. Однако во время вчерашних маршей палестинцы клялись продолжить вооруженное сопротивление. "Хамас" и "Исламский джихад", равно как и Израиль, отвергают новые предложения о прекращении огня.
Арафат, вопреки надеждам США и Израиля, снова у власти. Новый палестинский кабинет формировал не премьер-министр Ахмад Куреи, известный в народе как Абу Ала, а центральный комитет "Фатх", состоящий из людей, верных Арафату. В правительство вернулись уволенный Абу Мазеном Ясир Абед Раббо и друг Арафата Саиб Эрекат, ушедший в отставку в мае.
Мухаммед Дахлан, министр безопасности, восхищавший США, изгнан. Неожиданностью стало только назначение Насера Юсуфа на пост министра внутренних дел, в обязанности которого входит разгром боевиков. Несмотря на то что СМИ говорят о верности Юсуфа Арафату, отношения у них натянутые. Говорят, что во время последней встречи Арафат плюнул в лицо генералу Юсуфу. Юсуф, впервые в истории палестинской автономии, в 1995 году попытался разгромить "Хамас". Но едва ли у нового правительства больше желания заниматься боевиками, чем было у Абу Мазена.