Мать последнего русского царя теперь покоится в Санкт-Петербурге, а Романовы пытаются затуманить свою историческую вину
Сердцем она оставалась в России, сказала королева Дании Маргарете II на этой неделе в интервью российской газете "Известия". Речь шла о "тете Мини", урожденной Софии Фредерик Дагмар, принцессе Датской. Она родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене, в 1866 году была выдана замуж за наследника российского престола Александра Александровича Романова, и уже как Мария Федоровна стала матерью последнего российского императора Николая II.
Вчера, через 78 лет после кончины, она была во второй раз захоронена, теперь уже в Санкт-Петербурге. Это было ее последней волей, говорит королева Маргарете. Мария Федоровна, которая бежала в 1919 году от большевистских преследователей в Данию и умерла там в 1928 году, при жизни выражала желание вернуться в Россию и быть похороненной рядом со своим любимым супругом.
Церемония захоронения прошла с достоинством и несколько менее помпезно, чем ожидалось. Траурная церемония, в которой принимали участие преимущественно члены династии Романовых, а также несколько представителей родственных королевских домов из Великобритании и Дании, состоялась утром в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга.
Строго дозированный пафос
Высокопоставленные церковные сановники, и, прежде всего Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, появились на церемонии в белом облачении из тяжелой парчи, Романовы были одеты в темные траурные одежды. Так они и стояли, образуя черный и белый полукруг вокруг гроба, покрытого черно-золотым царским флагом, в то время как Алексий II служил панихиду в клубах ладана.
Любопытных, собравшихся перед собором, было немного. После литургии гроб с прахом Марии Федоровны в строгом катафалке был перевезен в Петропавловскую крепость. После небольшой церемонии Мария Федоровна была захоронена рядом с супругом, императором Александром III. Хор и процессия спели "Вечную память" - траурные православные песнопения. Поклонники церковных песнопений получили истинное удовольствие во время всей церемонии.
Политическое руководство России в день перезахоронения праха Марии Федоровны продемонстрировало сдержанность. Президент Путин остался в стороне от церемонии погребения. Единственным членом правительства, присутствовавшим на мероприятии, был министр культуры Александр Соколов.
Продемонстрировать национальный пафос позволила себе только губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Она говорила об "эпохальном событии", а также о том, что возвращение Марии Федоровны стало "важным символом исторической справедливости и возвращением исторической памяти русского народа".
Однако сам русский народ почти не принимал участия в происходящем. Ни один из государственных телеканалов не получил указания транслировать церемонию в прямом эфире. Добровольно это сделал только новостной телеканал "Вести-24", который транслировал церемонию в интернете. Даже англоязычный телеканал Russia Today, созданный для поднятия престижа России, не удостоил перезахоронение императрицы специальным выпуском.
За то, что последняя ее воля была исполнена, Мария Федоровна должна благодарить в первую очередь своих русских потомков. Династия Романовых, а именно князь Николай Романович, праправнук Николая I, а также Михаил Андреевич, правнук императрицы Марии Федоровны, обратились сначала к королеве Дании Маргарете II, которая не имела ничего против эксгумации праха Марии Федоровны, а затем и к российскому президенту Владимиру Путину, который дал свое согласие на погребение останков императрицы в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Место захоронения династии Романовых оставалось нетронутым все 70 лет советского господства.
Журналисты и ученые парой слов упомянули о роли "доброй принцессы" Дагмар в российской истории XVI века. Она возглавляла Красный крест, заботилась о социальных нуждах и интересовалась еще многими вещами, не связанными с "политикой". Она была хороша собой, и народ ее любил, несмотря на то что она была датчанкой и протестанткой. Но от национальности и веры невесты наследников российского престола были вынуждены отрекаться.
Ее отец, Кристиан IX, хотел выдать ее замуж сначала за российского престолонаследника Николая. По счастливому совпадению он понравился и Дагмар. Но со свадьбой ничего не получилось: Николай умер от менингита в 1865 году, еще до помолвки, и принцесса Дагмар была выдана замуж за его брата Александра.
Рок и просветление
У Кристиана IX было три дочери, которых надо было выдать замуж, и он даже заслужил титул "тесть всей Европы" из-за политической значимости своей "свадебной" политики. "Любимый супруг", рядом с которым теперь покоится Мария Федоровна, был здоровенным неуклюжим детиной, ростом под 190 см. Пристрастие Александра III к спиртному стало легендой, от него 49-летний император и скончался. Правителем он был неважным, впрочем, как и его сын Николай II. Для обоих важнее всего было стать самодержцами. К несчастью для России, император Николай II к тому же не блистал умом. По крайней мере, отец считал его "дураком".
Роль последних Романовых для российской истории была роковой. Сейчас их потомки пытаются исправить историю. Поддержку они нашли у РПЦ, которая, причисляя очередного представителя династии Романовых к лику святых, тоже напускает туману на собственную историческую вину. Прах последнего российского императора, убитого большевиками Николая II, вместе с останками членов его семьи был перевезен из Екатеринбурга в Санкт-Петербург в 1998 году и захоронен в Петропавловской крепости. Причисление их к лику святых состоялось два года спустя.
Вчера в речи над гробом Марии Федоровны Алексий II заявил: "Сегодняшнее событие свидетельствует, что к нашему народу возвращается память о людях, традициях и свершениях дореволюционной России, которую еще не так давно пытались очернить, оболгать".
Николай II был похоронен в 1998 году, на церемонии присутствовал тогдашний президент Борис Ельцин. Однако Путин на вчерашнюю церемонию перезахоронения не приехал - и это приятно.