Американцы обычно вспоминают о начале учебного года как о времени скидок на ноутбуки и рюкзаки, столпотворениях в очередях за учебниками и тетрадями, и сезоне, когда имеет смысл запастись шерстяными колготками и теплыми носками. Мало кто связывает этот период с латексом и лубрикантами.
Однако выясняется, что начало учебного года является горячим периодом для производителей презервативов. Вряд ли студенты находят в своих почтовых ящиках циркуляры, напоминающие им о необходимости вместе с тетрадями запастись упаковкой изделий марки Durex.
Однако можно не сомневаться, что они увидят какую-то рекламу презервативов на территории своих колледжей. Некоторые рекламные плакаты мрачно сообщают об угрозе венерических заболеваний. Другие с юмором говорят о мужественности. Однако цель у них одна - представить первокурсникам свой товар, сформировать у них здоровую привычку и, разумеется, поспособствовать росту продаж.
"Если посмотреть на график продажи презервативов, то там можно увидеть разные пики", - говорит Джим Дэниелс, вице-президент по маркетингу компании Trojan, доминирующей на американской рынке презервативов. Этими пиками являются, по его словам, канун Нового года, День святого Валентина и День Независимости, однако он отметил, что начало учебного года предоставляет прекрасную возможность для привлечения новых молодых потребителей.
"Треть презервативов покупается молодыми людьми студенческого возраста, - говорит Дэниелс. - Поэтому они являются очень важной целевой аудиторией. Очень часто люди начинают активную сексуальную жизнь именно в этот период".
Хотя некоторые колледжи по религиозным и другим соображениям предпочитают не распространять презервативы на своей территории, представители администрации учебных заведений, приветствующих пропаганду презервативов, соглашаются, что начало года как раз подходит для формирования у студентов новых полезных привычек.
"Студенты впервые оказываются предоставленными самим себе, - говорит доктор Лора Джасман, директор отдела службы здравоохранения студентов из Орегонского государственного университета в Корваллисе. - И им приходится принимать самостоятельные решения. Очень важно, чтобы мы нашли способ достучаться до них".
Именно поэтому, говорит она, бесплатные презервативы доступны "в большом количестве мест, в том числе в офисе по трудоустройству студентов, где стоит большая корзина с презервативами".
Врачи и организации, занимающиеся планированием семьи, в один голос говорят, что презервативы являются самым эффективным средством профилактики заболеваний, передающихся половым путем, и ВИЧ-инфекции, а также уменьшают риск нежелательной беременности. "Презервативы обеспечивают чрезвычайно высокую степень защиты", - говорит Доктор Джефф Уолдман, старший директор клинической службы Американской ассоциации планирования семьи.
Поэтому, когда производители презервативов стремятся охватить новый рынок, а школьные администраторы с радостью принимают бесплатно или со скидкой товары, которые помогут защитить здоровье студентов, распространение презервативов во многих колледжах страны стало такой же привычной деталью знакомства первокурсников с их учебным заведением, как покупка учебников и поиски столовой.
В Орегонском государственном университете наборы для "безопасного секса" содержат в себе презервативы, лубрикант и шоколадки Hershey's Kisses; в Стэнфорде каждый студент получает в студенческом товарищеском ресурс-центре полового здоровья набор из 12 презервативов. Этот центр, кроме того, проводит "ориентировочные туры" для первокурсников, которых провожают от их общежития до центра, где проводят с ним вступительную беседу.
В целом продажи презервативов в США в прошлом году составили 398 млрд долларов, что представляет собой рост на 2,8% по сравнению с прошлым годом, по данным исследовательской организации Packaged Facts, входящей в MarketResearch.com.
И хотя неизвестно, насколько этот рост связан с покупками студентов колледжей (ведь многим из них презервативы достаются даром), производители этих изделий подыскивают все более креативные способы привлечь их внимание. Они увеличивают объем рекламы на ТВ, в печати, в интернете и на радио, направленной на студентов, но больше всего они заботятся о рекламе в студенческих городках.
Пэм Пилиджиан, старший вице-президент по работе с клиентами компании Fitzgerald+CO, разработавшей рекламу презервативов Durex, говорит, что к рекламе на территории кампусов привлекаются студенты, которые стоят на стендах или ходят по кампусу, раздавая презервативы или связанные с презервативами сувениры типа наклеек на бамперы или кукольных футболок.
Durex на одном из своих сайтов с гордостью заявляет, что является "одеждой для пениса номер 1 в мире" и демонстрирует ряд инспирированных бумажными куклами моделей, в том числе костюм Красной шапочки, золотую корону, а также фрак для формальных студенческих вечеринок.
Дэниелс говорит, что на мероприятиях, организуемых компанией Trojan, студенты распевают песни этой компании, радостно приветствуют представителей Trojan и разбирают постеры, чтобы повесить их у себя в общежитиях.
В следующем месяце Trojan организует круглый стол для обсуждения проблемы сексуального здоровья в Чикаго и Лос-Анджелесе. Они начали эту инициативу в прошлом году, чтобы оценить сексуальный климат в разных колледжах. По словам Дэниелса, прошлогодняя дискуссия прошла настолько успешно, что в этом году Trojan организовал четыре таких мероприятия.
Кроме того, компания увеличила объемы рекламы в этом году как в интернете, так и в печатных изданиях. Такой подход иногда является единственным способом добраться до студентов некоторых учебных заведений, "которые предпочитают не допускать нас с нашей программой на свою территорию", говорит Дэниелс.
Он отказался назвать эти учебные заведения, но во вторник на веб-сайте Trojan появился Отчет по половому здоровью, в котором оцениваются 100 государственных и частных колледжей и университетов с точки зрения того, в какой степени они предоставляют информацию о половом здоровье своим учащимся. Эта сотня была отобрана случайным образом, и для оценки использовались ограниченные критерии. Так, категория "доступность презервативов в кампусе" оценивалась по тому, обозначено ли на карте колледжа место, где можно взять презервативы.
"Если такое место есть, но о нем никто не знает, оно бесполезно", - говорит Берт Сперлинг, президент исследовательской фирмы "Лучшие места по Сперлингу", нанятой компанией Trojan для сбора информации по телефону и интернету. Ни одного колледжа представители компании не посетили.
На основании этого критерия несколько колледжей получили "неудовлетворительно" в категории "доступность презервативов". На последнем месте оказался Университет Брайама Янга в Прово, штат Юта, получивший "2" во всех категориях.
Однако представитель этого университета Кэрри Дженкинс говорит, что методология исследования неправильна и способ оценки сомнителен. "Меня беспокоит, что это вообще может быть принято всерьез, так как это совершенно ненаучное исследование", - сказала она.
Этот университет провалился также по категориям "службы помощи в случае сексуальных домогательств" и наличия анализа на ВИЧ и венерические заболевания, но Дженкинс говорит, что в их университете эти услуги предоставляются.
Кроме того, она утверждает, что "студенты, которые поступают в наш университет, уже приняли сознательное решение избегать беременности и ЗППП с помощью воздержания. И это очень эффективно".
Специалист по образованию в области полового здоровья из Стэнфорда Доннован Сомера Израэль говорит, что, хотя студентов надо учить безопасному сексу, "мы хотим нести положительный посыл, а не оказывать давление".
Давления и без того слишком много, считает он, учитывая студенческие вечеринки и алкоголь. Именно поэтому каждую осень в студенческих общежитиях так много шума по поводу здоровья.
"Мы хотим дать им инструменты, - говорит он, - и это не только презервативы, но также навыки общения, с помощью которых можно установить здоровые сексуальные отношения, и половое здоровье здесь составная часть. Разумеется, все это - необходимые для жизни навыки".