Диссиденты не верят в демократические заявления
Сколько нужно времени, чтобы покончить с диктатурой? Авторитарный президент Белоруссии хочет убедить Запад, что достаточно трехмесячной предвыборной кампании.
В Белоруссии, где 14 лет царит авторитаризм, в воскресенье прошли выборы, которые ее президент Александр Лукашенко назвал "беспрецедентными" по своей справедливости.
Он позволил кандидатам от оппозиции участвовать в более значительном количестве, чем на предыдущих парламентских выборах 2004 года и, в отличие от прошлого раза, не притеснял их. В воскресенье правоохранительные органы не тронули митинг, в котором приняли участие примерно 500 сторонников демократии на главной улице Минска, - не то что два года назад, когда органы правопорядка с особой жестокостью разогнали здесь демонстрацию против президентских выборов, названных наблюдателями несправедливыми.
Но лидеры оппозиции полагают, что, несмотря на внешние признаки смягчения режима, Лукашенко не изменил правила игры.
"Декорации меняются, но в принципе ничего не изменилось, - заявил Андрей Ким, деятель оппозиции, недавно освобожденный из тюрьмы. - Никто всерьез не верит, что голоса народа будут подсчитываться".
Оппозиция заявила, что ее члены набрали менее 1% при подсчете 100 тысяч голосов. За пять дней до воскресенья людям позволили проголосовать заранее, что также вызвало опасения о подтасовке.
Для Лукашенко момент истины наступит в понедельник, когда на конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе наблюдатели вынесут предварительный вердикт.
Многие лидеры оппозиции были в тюрьме до последних месяцев, когда правительство освободило их в рамках уступок, направленных на ослабление давления Запада на Белоруссию. Но деятели оппозиции заявляют, что их доступ к СМИ, контролируемым государством, был весьма ограничен и что им было предоставлено мало возможностей участвовать в кампании.
Другой лидер оппозиции, Александр Милинкевич, полагает, что противники Лукашенко набрали бы 30 из 110 мест в парламенте в случае проведения истинно демократических выборов. По его мнению, Лукашенко "назначит" до пяти кандидатов от оппозиции, чтобы удовлетворить Запад. "Наше участие в этих выборах не делает их легитимными", - заявил он.
Выборы стали дилеммой для США и Европы, которые стремятся противостоять влиянию Москвы в бывших советских республиках, но в регионе мало истинно демократических лидеров, достойных поддержки.
Через несколько лет манипулирования рычагами неосоветского государства с целью подавления своих оппонентов Лукашенко, бывший руководитель совхоза, стал заигрывать с Западом, разрешив некоторую политическую свободу. Усиление геополитических трений с Россией может сделать его, колеблющегося союзника России, человеком, расположения которого стоит добиваться.
Лукашенко хотел бы, чтобы Запад снял финансовые и въездные санкции и начал инвестировать в экономику, которая держится на плаву благодаря многомиллиардным российским субсидиям в виде поставок природного газа по низкой цене. Но его разведслужба - которая по-прежнему носит название КГБ - так долго и тщательно преследовала его оппонентов, что он обнаружил, что не в состоянии создать жизнеспособную оппозицию на пустом месте.
Перед голосованием Лукашенко заявил государственному телевидению, что уровень поддержки оппозиционеров не превышает статистической погрешности. Он также произнес слова, немыслимые еще год назад - что было бы "даже хорошо", если бы несколько кандидатов от оппозиции получили места, добавив, что он будет вмешиваться, чтобы гарантировать такой исход событий.
ОБСЕ назвала данные голосования несправедливыми, и даже чиновники испытывают затруднения при попытке создания видимости нейтрального отношения. "Наша оппозиция - это фантом, - заявила глава Центризбиркома Лидия Ермошина. - Она не существует в действительности".
"Мы не ждем чуда", - отметила она, говоря о возможной международной реакции на голосование. Будет достаточно признака наличия прогресса, добавила она.
Западные аналитики заявили, что оппозиция напугана атмосферой страха, царившей в Белоруссии годами. Вместо единого лидера оппозиции их, по меньшей мере, три.
Некоторые оппозиционеры бойкотировали выборы в воскресенье в знак протеста. Большинство отметили, что Лукашенко ввел некоторые изменения, которые облегчили им жизнь, позволив им, не подвергаясь гонениям, изложить свои программы в эфире государственного телевидения, хотя в течение всего десяти минут. Но, по их словам, реальной избирательной кампании не было.
Другой недавно выпущенный на свободу политзаключенный, Александр Козулин, заявил, что программы кандидатов от оппозиции появились только в местных газетах с малыми тиражами, а не в проправительственной газете "Советская Белоруссия". Плакаты оппозиции было разрешено вывесить лишь на небольших досках объявлений.
"Все это связано со стремлением Лукашенко удержать личную власть", - отметил он.