Сейчас, похоже, неважно, что поляки и сами долго скептически относились к перспективе размещения противоракет на своей территории для защиты от иранских баллистических ракет. Решение Вашингтона отказаться от поддержки идеи противоракетного щита, договоренность о котором была достигнута с Польшей и Чехией при администрации Буша и против которого выступала Россия, вызвало у поляков воспоминания о холодной войне, когда их бросало из стороны в сторону из-за превратностей политики великих держав, пишет The Los Angeles Times.
В Польше и других странах бывшего советского блока, отмечает издание, новость из Вашингтона вызвала чувство неопределенности. Варшавская политическая элита заговорила с инстинктивным страхом о желании новой администрации принести Центральную Европу в жертву намерению восстановить существенно подпорченные отношения с Россией.
Отчасти это возмущение объясняют тем, как неумело американская дипломатия сообщила о своем решении Варшаве, отмечает издание, но есть также обеспокоенность, не меняют ли США оборонную стратегию с целью "умиротворения" Москвы, активно выступавшей против развертывания элементов ПРО в Восточной Европе.
"Пора трезво взглянуть - без иллюзий - на наши перспективы и наше будущее, - заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский газете Rzeczpospolita на прошлой неделе. - Я думаю, сегодня мы все знаем: если и следует на кого-то смотреть, то нам надо смотреть на самих себя".
LAT напоминает, что, согласно объяснениям Вашингтона, планы изменились в ответ на новые данные разведки о технических возможностях Ирана. Однако, добавляет издание, администрация Обамы, бесспорно, идя на этот шаг, надеясь также на то, что Россия усилит давление на Иран и КНДР и будет сотрудничать с силами коалиции на афганском направлении. И действительно: через несколько дней после отказа США от планов по развертыванию противоракет в Польше Москва сигнализировала о готовности занять более жесткую позицию по Тегерану.
Среди оплошностей американской дипломатии издание отмечает, что по неудачному совпадению известия об отказе от ПРО пришлись на черный день для поляков - 70-ю годовщину советского вторжения в Польшу. И едва ли пошло на пользу делу то, что польские официальные лица, похоже, последними узнали о перемене в планах по ПРО.
"Мы услышали об этом из СМИ", - говорит Витольд Ващиковский, заместитель главы бюро по национальной безопасности Польши. Спекуляции об отказе от ПРО имели место со времени предвыборной кампании в США, однако, как подчеркивает Ващиковский, польское руководство неоднократно получало заверения, что окончательное решение еще не принято.
Издание отмечает, что премьер-министр Польши Дональд Туск был так раздражен, что даже отказался ответить на полуночный звонок президента Обамы, намеревавшегося сообщить ему об изменении планов.
В американском руководстве говорят, что были удивлены польской реакцией, подчеркивая, что сама идея ПРО не отвергнута, а лишь будет пересмотрена в пользу подвижных, базируемых на судах ВМФ перехватчиков ракет малой и средней дальности. Также по-прежнему ведутся переговоры о размещении перехватчиков Standard Missile-3 и батареи Patriot в Польше.
LAT поясняет, что поляки склонны считать Россию "спящим геополитическим вулканом", который со временем может взорваться. "Люди не понимают. Они говорят, это фобия, и это действительно фобия, но это фобия, основанная на опыте, - говорит Збигнев Левицкий, глава отдела американских исследований в Варшавском университете. - Россия хочет господствовать в мире настолько, насколько это возможно, и русские никогда не отказывались от этой части света. Они по-прежнему думают, что она принадлежит им".
Подобные рассуждения находили больший отклик в Вашингтоне при предыдущем президенте, добавляет издание, особенно после того, как президент Владимир Путин начал систематически зажимать только "оперявшуюся" российскую демократию и говорить с ностальгией о Советском Союзе. В свою очередь, США раздражали Москву, поддерживая прозападных лидеров в постсоветских странах.
На деле же, пишет автор статьи Меган Стэк, польское общественное мнение долгое время не имело консенсуса по вопросу, стоит ли размещать противоракеты на своей территории и тем самым провоцировать Россию. Окончательно подтолкнул Польшу к этому только ввод российских войск в Грузию в августе 2008 года, и все равно соглашение о размещении элемента ПРО так и не было ратифицировано сеймом.
За последние годы, отмечает издание, Польша предприняла некоторые попытки по улучшению собственных, особенно прохладных отношений с Россией. Визит Владимира Путина в Польшу, где он принял участие в мероприятиях, посвященных годовщине начала Второй мировой войны, рассматривается как важный "прорыв" для обеих стран.
"Нам нужны российская экономика, газ, нефть и рынок, - говорил Станивлав Чосек, бывший долгое время послом Польши в России, а ныне глава Восточного клуба. - Я плохо отношусь к тем польским политикам, кто руководствуется страхом перед Россией. Польский национальный интерес состоит в том, чтобы наши соседи были счастливы тем, что они имеют, и развиты".