По словам руководителя московского представительства организации Human Rights Watch Эллисон Джилл, нынешний год был сущим кошмаром: в июле была убита правозащитница Наталья Эстемирова, тесно сотрудничавшая с организацией, а вскоре - правозащитники Зарема Сайдулаева и ее муж. При этом, отмечает Der Standard, их убийцы до сих пор разгуливают на свободе, как, впрочем, и в остальных зафиксированных Human Rights Watch 33 случаях, в которых речь идет о расправах без суда и следствия, пытках и исчезновениях людей. И это при том, что во всех этих случаях было вынесено решение Европейского суда по правам человека.
"Россия исправно платит штрафы, а вот мер никаких не предпринимает", - говорит Джилл. Хотя, подписав Европейскую конвенцию по правам человека, Россия обязана исполнять решения суда, а также делать все возможное для недопущения подобных преступлений.
Весной на время могло показаться, что ситуация с неправительственными организациями и правозащитниками в России может улучшиться: тогда президент Медведев в своих выступлениях говорил о роли прав человека и гражданского общества, встречался с правозащитниками и даже инициировал законопроект, который должен был смягчить жесткие условия работы неправительственных организаций в России. Однако волна насилия на Кавказе остановила все хорошие начинания, констатирует автор.
По словам Джилл, ситуация в России может измениться лишь в том случае, если "от российских властей будет исходить однозначный сигнал о том, что сотрудники неправительственных организаций не шпионы и не враги".