Выступая на Генеральной ассамблее ООН, шейх Катара Хамад ибн Халиф аль-Тани предупредил об угрозе превращения "войны с терроризмом" в "серию коммерческих сделок и финансовых контрактов с армиями наемников, убивающих в нарушение международного права", пишет El Mundo. Такое мнение разделяют и многие эксперты, в частности члены рабочей группы ООН по вопросу использования наемников, с 2005 года критикующие эту тревожную тенденцию "приватизации войны". В июле текущего года рабочая группа представила в ООН проект резолюции, регулирующей деятельность подобных полувоенных формирований, завоевавших печальную известность в Ираке. Против этой инициативы выступают США и Великобритания, на долю которых приходится 70% компаний, контролирующих эту сферу деятельности, сообщил в интервью изданию один из членов рабочей группы, испанский эксперт Хосе Луис Гомес Дель Прадо.
Ежегодные доходы этого сектора, по данным Дель Прадо, с 1990 года выросли с 33 млн до 200 млрд долларов. "Это развивающийся рынок, основанный на спросе на безопасность, который порождается страхом. (...) В конечном итоге это огромный бизнес бывших военных и бывших агентов ЦРУ, которые могут таким образом заработать гораздо больше денег, чем в армии, работая на те же государства, но неся меньшую юридическую ответственность", - приводит издание слова эксперта.
Развитие феномена ЗАО "Война с террором" сопровождается ростом потерь в рядах новых наемников: американцы признали, что за первые шесть месяцев этого года в Ираке и Афганистане погибло больше наемников (250), чем солдат (235). По словам Дель Прадо, "в Афганистане "контрактников" больше, чем военных: 107292 против 78000".
Действия этих формирований прячутся в "юридическом лабиринте" и "вакууме", окружающем тех, кто не подпадает под какие-либо классификации международного права. "Это гражданские лица с оружием, но они не солдаты, в то же время это нельзя назвать незаконными вооруженными формированиями, потому что у них есть контракты. (...) Я имею в виду такие фирмы, как Blackwater, сотрудники которой занимались самовольными расправами и пытками, но, тем не менее, никак за это не ответили, потому что в Ираке, например, они пользовались полной неприкосновенностью - как дипломаты", - приводит издание слова Дель Прадо, отмечая, что у этих "дипломатов" было право на убийство.
"Многим это представляется новой формой неоколониализма, дискредитирующей идею распространения демократии. Кроме того, теперь мятежники не проводят различия между гуманитарными организациями и вооруженными контрактниками. Для них все иностранцы являются сотрудниками таких охранных компаний, и поэтому они становятся мишенью для их атак", - отметил эксперт.
Гипотетическая опасность неонаемников, по мнению Дель Прадо, заключается еще и в том, что однажды они могут решить перейти на сторону врага, привлеченные более щедрым вознаграждением. Одним из примеров такого перехода является случай израильского полковника Яира Клейна, принимавшего участие в подготовке террористических группировок в Колумбии, напоминает издание.
"Надо учитывать один очень важный фактор: армии воюют, чтобы как можно скорее закончить войну, чтобы избежать увязания в трясине. Наемники же приезжают туда только для того, чтобы заполучить контракты", - цитирует издание эксперта ООН.