"Спустя полгода после того, как Запад наложил санкции на российскую экономику, начинают чувствоваться трудности", - пишут западные СМИ. Так, Кэтрин Хилл, московский корреспондент британского издания Financial Times, публикует материал под заголовком "Российская экономика почувствовала жало санкций: начиная с "Бентли" и заканчивая рыбой". В статье автор обращается к истории "Мурманского рыбокомбината", который внезапно потерял доступ к поставкам из Норвегии после того, как Россия наложила эмбарго на импорт западных продуктов питания. Генеральный директор комбината Михаил Зуб пытается спасти свою компанию, подав в суд на правительство в связи с запретом.
Автомобильный рынок стал одним из самых весомых показателей спада потребительского спроса, отмечает издание. Согласно российской Ассоциации европейского бизнеса, в августе продажи новых машин упали на 26%, по сравнению с данными за этот же месяц в прошлом году.
"Хотя прежде элитные марки были защищены от падения спроса, кажется, тенденция меняется", - пишет британское издание. Согласно руководителям автомобильной промышленности, в прошлом месяце по всей России было продано лишь два автомобиля "Бентли", по сравнению с 27 машинами этой марки, проданными в феврале.
"Некоторые наблюдатели полагают, что мрачные чувства простых россиян могут, в конце концов, выйти за рамки экономики", - отмечает FT. В последний раз рост реальных доходов застопорился в 2011 году, и тогда тысячи москвичей вышли на улицу протестовать против президента Владимира Путина.
"Вместо того чтобы заставить Путина переменить свой курс по Украине, санкции пока что подтолкнули приближенный круг президента сплотить ряды", - комментирует британское издание. Так, олигарх Владимир Евтушенков был посажен под домашний арест в рамках судебного разбирательства, которое, вероятно, было спровоцировано желанием государственной нефтяной компании "Роснефть" овладеть "Башнефтью", одним из активов Евтушенкова. С другой стороны, правительство пообещало сконцентрировать свой ответ западным санкциям на поддержке пострадавших от них компаний.
"Судя по тому, какой большой объем господдержки требуется этим компаниям, ситуация может достичь уровня критичности, равного тому, что был в 2008-2009 годах", - приводит FT слова крупного менеджера из "Сбербанка".
Бен Хойл, московский корреспондент другого британского издания, The Times, выяснял, как санкции сказались на ресторанах японской кухни в Москве. Для жителей столицы суши - это "страсть, которая росла на протяжении путинской эры", отмечает газета, публикующая материал под заголовком "Суши нет в меню! Санкции Путина ужалили Москву".
Теперь эта мода оказалась под угрозой из-за падения курса рубля, растущей инфляции и введенного самим Кремлем запрета на импорт продуктов питания из стран, которые наложили санкции на Россию в связи с присоединением Крыма.
"Конфронтация с Западом оказалась непредсказуемой для нашей промышленности", - заявил агентству Bloomberg Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, основатель компании "Росинтер", крупнейшего российского ресторанного холдинга.
Кирилл Сухочей, шеф-повар ресторана "Две палочки", сети, включающей 40 заведений, поведал The Times, что цены на рыбу подскочили на 30% за последний месяц.