"В своем исследовании, охватывающем территории от Карибского бассейна до Азии, включая Ближний Восток, журналистка Атосса Араксия Абрахамиан рассматривает прибыльный бизнес паспортов и его цели", - информирует географ Измирского университета (Турция) Пьер Раффар в газете Libération.
"В то время как многие британцы еще в замешательстве от "Брекзита", объявленного 23 июня 2016 года, посольства других европейских стран с раннего утра получают сотни заявлений о предоставлении гражданства, чтобы сохранить драгоценный сезам (магическое заклинание, открывающее двери. - Прим. ред.) Европейского союза", - говорится в статье.
"Стоит подумать о пропасти между бедными мигрантами, сдвинутыми с места нищетой и войной, рискующими жизнью во время путешествия или в течение их жалкого существования в богатых странах, которые эксплуатируют их рабочую силу, и богатыми гражданами демократических стран, без труда передвигающимися по самым ничтожным поводам, и даже сверхбогатыми (0,1% мирового населения), которые наделили себя званием "граждан мира", которым они пользуются с помощью паспортов, купленных за огромные деньги. Гражданство Доминики на рынке стоит 200 тыс. долларов, гражданство Мальты (где не платят налоги) и Австрии может достигать нескольких миллионов евро", - сообщает автор статьи.
"В настоящее время не только миллиардеры стремятся получить гражданство, но и апатриды и люди без документов, те, кого в странах Персидского залива называют "бидуны", которые законом рассматриваются как нелегальные иммигранты. Когда Дубай желает предоставить гражданство этим резидентам, работающим там долгие годы, эмират выдает им паспорт... Коморских островов, купленный предварительно за несколько лет, не для подготовки миграции, а только для "гражданства на бумаге", - передает газета.
"По сути, что такое гражданство? Для философа Ханны Арендт это "право иметь права". Иными словами, возможности, в которых отказано сотням миллионов человеческих существ: переселенцев, беженцев, апатридов и нелегалов. При этом те, кто уже имеет права, порой больше не хотят ими обладать: о том, как платить меньше налогов, задумался Бернар Арно (французский миллиардер. - Прим. ред.), размечтавшийся о мягком бельгийском налоговом режиме в 2012 году, или Жерар Депардье с его историей с Россией. Однако паспорт паспорту рознь. В журнале The Economist опубликован глобальный рейтинг паспортов, по данным Индекса визовых ограничений Henley & Partners. Среди стран, наиболее щедрых к своим новым согражданам в плане поездок в другие страны, доступные без визы, названы Финляндия, Германия, Швеция и Соединенное Королевство, в то время как Афганистан на плохом счету, для него открыты двери лишь двадцати восьми стран", - пишет автор статьи.
"Налоги для бедных, налоговые лазейки для богатых - эта формула легла в основу богатства большинства островных государств Тихого океана (Тонга, Самоа, Вануату, Науру, Маршалловы Острова между 1982 и 1997 годами), где миллиарды подозрительных долларов были потрачены китайцами. Проблемой представляется стремление к богатству или к достижению высокого социального статуса? Не только: 85% заявлений на предоставление грин-карты, полученных в США в 2014 году, в обмен на инвестиции в размере 500 тыс. долларов на американской территории, были... китайскими", - передает Libération.
"Атосса Араксия Абрахамиан рассказывает, как Гарри Дэвис отказался от американского гражданства во французском посольстве и создал для себя международный паспорт на клочке картона, став "первым гражданином мира". Наш герой не знал историю о том, как на заседании ООН Фритьоф Нансен, норвежский исследователь, нобелевский лауреат 1922 года, предложил создать документ, позволяющий перемещаться лицам без гражданства. Было выдано около 45 тыс. "нансеновских паспортов", главным образом русским политическим диссидентам и таким деятелям, как писатель Набоков", - передает газета.
"Эстония недавно изобрела новую модель: электронное гражданство. Возможно, подключившиеся к эстонскому порталу станут 10 миллионами "новых Э-стонцев", которые к 2025 году докажут, что богатство, доступ к интернету и предпринимательская жилка сильнее, чем религия и география", - заключает Пьер Раффар.