Бывший российский разведчик рассказал о том, что после окончания холодной войны британская разведслужба Ми-6 первой попыталась установить отношения с КГБ, своим давним противником, однако нельзя сказать, что эти контакты прошли благополучно.
Как утверждает в своих мемуарах бывший руководитель СВР Евгений Примаков, который принимал непосредственное участие в сближении между британской и российской разведслужбами, первая секретная встреча состоялась в 1991 году в Осло. Тем не менее британская разведка имела указание идти на сотрудничество с российскими коллегами только в случае, если Москва согласится ограничить число сотрудников СВР в Лондоне.
Российской стороне дали также понять, что подобное условие распространяется и на российскую военную разведку - ГРУ - так что число российских шпионов в Великобритании должно было сократиться еще более значительно.
Примаков, который впоследствии стал министром иностранных дел и премьер-министром, подробно рассказывает о беседах с сотрудниками Ми-6 и Ми-5 (британская контрразведка, прим. пер.) в своей книге "Политические мемуары. В центре власти", которая вышла на французском языке.
По словам Примакова, в июне 1992 года посол Великобритании в Москве Брайан Фолл предложил ему встретиться с руководителем российского бюро Ми-6 Джоном Скарлеттом и одним из старших офицеров Ми-5.
Тем не менее он утверждает, что его собственные предложения об установлении контактов с британскими спецслужбами были отвергнуты. По словам Примакова, он передал своим собеседникам список британских шпионов (10 человек) и сотрудников Ми-6 (3 человека), подозревавшихся в попытках завербовать российских граждан.
После попытки Ми-6 завербовать резидента СВР в Стокгольме Примаков направил письмо Родрику Брайтуэйту, занимавшему должность посла Великобритании в России в период с 1998 по 1992 год. В июне 1993 года Брайтуэйт вылетел в Москву, где встретился с Примаковым. Британский дипломат согласился с наличием дисбаланса между числом сотрудников СВР в Великобритании и Ми-6 в Москве, однако по-прежнему настаивал на увязывании СВР с ГРУ.
В следующем месяце Примаков сообщил Брайану Фоллу, что хочет назначить резидентом СВР в Лондоне Вячеслава Гургенова, который в то время занимал пост заместителя директора СВР.
Британская сторона отказалась выдать Гургенову визу. Тогда Примаков сообщил Фоллу, что он требует от Скарлетта покинуть Россию. В ответ Великобритания выслала из страны "советника" посольства России в Лондоне.
Хорошие отношения были восстановлены после того, как в Подмосковье состоялась встреча высокопоставленного представителя Ми-6 и директора Ми-5 с Примаковым.
По словам Примакова, он решил поозорничать. Он сказал двум британским разведчикам, что не будет возражать против назначения резидентом Ми-6 в Москве некоего сотрудника этой разведслужбы при условии, что он не будет вести себя, как в Индии. Осведомленность Примакова вызвала у собеседников огромное удивление. В 1977, когда Примаков занимал пост министра иностранных дел, ему представили того самого сотрудника Ми-6, о котором он вел речь. "Я в шутку извинился на случай, если помешал его карьере", - рассказывает Примаков.