Во время Первой мировой войны солдатам, которые на протяжении долгого времени находились вдалеке от своих любимых, как известно, подливали в чай бром, чтобы сократить потребность в сексе. Вчера прозвучало предположение, что такие меры человечеству могут потребоваться снова - например, для полета на Марс.
Вчера д-р Рейчел Армстронг, выступая на симпозиуме "Будущее человека и космоса" Британского планетарного общества, отметила, что НАСА изучает возможности подавления естественных потребностей астронавтов, отправляющихся в длительные путешествия - такие, как, например, трехгодичная миссия на Марс. Экипаж из 6 человек будет включать двух женщин.
"НАСА думает о химической стерилизации астронавтов во время длительных путешествий", - подчеркнула Армстронг.
Между тем в НАСА были в замешательстве, когда представителей агентства попросили прокомментировать это предположение. "Я не слышал ни о чем подобном", - заявил пресс-секретарь Космического центра Джонсона, где производится планирование длительных путешествий, о которых объявил в январе президент Джордж Буш.
Однако такое замечание может скрывать нежелание открыто обсуждать деликатную тему секса в космосе в стране, где демонстрация соска на телевидении вызывает бурю религиозных протестов. Между тем некоторые ученые считают, что такие вопросы нужно решать с высоко поднятой головой.
"Как и во всем остальном, это нормальные здоровые люди в расцвете сил, они сексуально активны, и, естественно, между ними будут возникать отношения. Так что же будет происходить в космосе? Это серьезный вопрос, и о нем нужно задумываться", - говорит Дуглас Пауэлл, профессор психологии Гарвардского университета, который в 1999 году был приглашен НАСА для изучения поведенческих потребностей участников длительного космического путешествия.
Такие ученые, как профессор Пауэлл, обеспокоены возможными эмоциональным разладом в команде, где одни счастливее других или где люди сначала заводят отношения, а потом расходятся, и это может стать катастрофой. Пауэлл согласен со словами одного российского космонавта о том, что если два человека замкнуты в очень маленьком пространстве (речь шла о станции "Мир") на протяжении месяцев, то создаются все условия для убийства. Добавьте сюда секс, и вы получите почти сценарий "Отелло в космосе".
Другие ученые предполагают, что лучший способ избежать внепланетных проблем с сексом - это выбрать космонавтов в возрасте за 50 лет. "Смысл в том, что они не будут обеспокоены вопросом создания семьи и подверженности радиации, потому что они движутся к концу своей полезной рабочей жизни", - объясняет Питер Бонд, британский эксперт по вопросам космоса.
Внеземные сложности полового характера - это тема, которая на протяжении многих лет окружена всевозможными слухами. В 2000 году французский писатель Пьер Колер со ссылкой на "конфиденциальный доклад НАСА" от 1996 года заявил, что агентство проводило секс-эксперименты, чтобы выявить, как (в каких позициях) сексом возможно заниматься в космосе.
НАСА категорически отрицает это утверждение, указывая, что текст доклада - это публикация в интернете, содержащая грамматические и фактические ошибки. Точно так же были предположения о том, что Россия в 1982 году провела эксперимент по зачатию первого космического ребенка, когда Светлана Савицкая делила "Союз-7" с двумя коллегами-мужчинами.
Никаких подтверждений этому нет. Вместо этого Савицкая, которая стала второй женщиной, полетевшей в космос, и первой, вышедшей в открытый космос, вспоминает в своих мемуарах, что мужчины-космонавты встретили ее у люка с передником в руках. Она отбросила его в сторону, и это положило начало рабочим отношениям.
Однако бросок к Марсу связан с более сложными вопросами, которые НАСА придется решить, хотя агентство всегда предпочитало ставить вопрос о сексе в самый конец повестки дня.
Интересно, но в НАСА нет запрета на секс между членами экипажа. "Мы зависим и полагаемся на профессионализм наших астронавтов, - заявил в 2000 году представитель НАСА. - Нет никаких специально и формально записанных постановлений".
Возможно, в этом тоже кроется часть проблемы. Экипаж, который полетит к Марсу, будет предположительно отсутствовать три года: шесть месяцев до Марса, два года на Красной планете в ожидании, пока Земля вновь не будет достаточно близко для шестимесячного путешествия домой, и обратный полет.
Психологическая напряженность во время такого путешествия будет огромной, отмечает д-р Джоанна Вуд из Национального космического биомедицинского исследовательского института НАСА. Она сравнивает такое путешествие с изоляцией ученых в Антарктике. Однако последние находятся в сравнительно роскошных условиях - их могут спасти, если потребуется. Во время путешествия на Марс наступает момент, когда возвращение невозможно - и из-за количества топлива, и из-за положения планет.
"Межличностные отношения - это очень важный вопрос, однако мы оставляем вопрос о сексе на усмотрение конкретных людей", - говорит д-р Вуд.