По некоторым оценкам, на долю огромного российского центрального банка приходится четверть сотрудников центральных банков всего мира, а ее федеральная и региональная налоговая полиция может соперничать с американской налоговой службой по размерам, а в последние месяцы - и по бесконтрольности власти.
За этими министерствами президенту Владимиру Путину, должно быть, трудно уследить. Но в ближайшие недели Путин, возможно, захочет повнимательнее присмотреться к зарождающейся налоговой службе, прежде чем она задушит в зародыше долгосрочный инвестиционный бум.
14 апреля российский налоговый арбитраж, по требованию налогового министерства, выпустил ордер, из которого следует, что нефтяной гигант ЮКОС задолжал 3 млрд долларов в виде налогов и штрафов. Суд дал компании 24 часа на выплату примерно 10% ее активов. Уведомление было доставлено в компанию через 26 часов, 15 апреля, по сути, обеспечивая то, что фирма стала нарушителем еще до того, как ее поставили в известность об обязательствах.
Между тем активы компании заморожены, и это лишает ее возможности реструктурировать долг, активы и бизнес. Standard and Poors и другие рейтинговые агентства существенно снизили долговой рейтинг компании.
Политически ЮКОС является жертвой конфликта между бывшим генеральным директором Михаилом Ходорковским и администрацией Путина, которая арестовала Ходорковского в октябре прошлого года. Правительство обвиняет ЮКОС в злоупотреблении региональными и отраслевыми налоговыми льготами, начиная с 2001 года. Ряду руководителей ЮКОСа и его бывшим и нынешним акционерам предъявлены индивидуальные обвинения в неуплате налогов.
Российский бум начался несколько лет назад, когда Путин снизил налоговые ставки и призвал правительство прекратить выжимать прибыль из частных лиц и предпринимателей. Результатом стало десятикратное повышение стоимости акций и, как это не парадоксально, резкое увеличение налоговых поступлений.
Экономически возврат налоговых властей к конфискации активов подвергает риску по крайней мере одну сторону путинских реформ. Политически этот шаг, в сочетании с ухудшением ситуации со свободой прессы и соблюдением демократических норм, вызывает озабоченность по поводу будущего России.
В основном, инвесторов волнует вопрос, в какой степени в России установились верховенство закона, конкурентная демократия и свобода прессы. Тем, кто полагает, что это просто социальные украшения, не оказывающие влияния на экономику, следует обратиться к недавним коррективам на китайской бирже.
Газеты и честные выборы держат в узде бизнес и бюрократию, рассказывая об ошибках и злоупотреблениях не только общественности, но и тем, кто находится наверху, например, Путину. В момент, когда у популярного Путина мало политических сдержек, вероятность того, что он будет упорствовать в роковых ошибках или проводить ошибочную политику, рекомендованную его сотрудниками, наиболее высока.
Бюрократов привлекает мысль о том, что они способны регулировать такие вопросы, наказывать политических противников, не обижая друзей, разрушать одно здание, не задевая другие. Но эта игра в рыночную рулетку редко ограничивается одной жертвой.
После того, как принцип опробован на ЮКОСе, сопротивление соблазну использовать придание обратной силы налоговым инструкциям для выкачивания денег из других российских компаний становится почти невозможным. Фаворитам Путина беспокоиться не о чем, но ему бы следовало. После того как начнется падение цен на российские активы, его будет трудно даже замедлить, не то что остановить.
Исследование российских компаний, зарегистрированных на Нью-Йоркской бирже, дает основания судить об их уязвимости к применению налогового законодательства задним числом.
Это серьезным образом скажется на таких телекоммуникационных компаниях, как "Вымпел" и "Мобильные телесистемы", производителе нефти "Татнефть" и РАО ЕЭС России.
В число крупных американских и европейских фирм, имеющих крупные пакеты этих компаний, входят Franklin Templeton Investments, Citibank, Gilder, Gagnon, Howe & Co. Пенсионный фонд штата Нью-Йорк является крупным акционером "Татнефти".
Нью-йоркская Комиссия по ценным бумагам заставит все эти компании подтвердить свои потенциальные налоговые обязательства за прошлые и будущие годы. Возможно, от них даже потребуют увеличить резервы наличности, поскольку они тоже могут попасть в налоговые жернова.
Интересно, что эти и другие российские фирмы, зарегистрированные на Уолл-стрит, упали почти на 20% после того, как стало известно о решении по ЮКОСу, принятом 15 апреля.
Инвесторам явно не нравится то, что они предвидят. Они знают, что налоговая гильотина, обрушившаяся на ЮКОС, неизбежно будет применена и в других случаях. Сегодня ЮКОС, кто завтра? Российские налоговые власти применят этот инструмент один раз, а потом отложат его в сторонку? Бюрократы не ведут себя так, когда речь идет о крупных суммах.
Путин провел одну из лучших в мире налоговых реформ. Она, в сочетании со стабилизацией рубля, способствовала самому большому росту производства и благосостояния людей со времен отмены крепостного права. Сегодня он готов снизить огромный социальный налог реструктурировать пенсионную систему так, что она может стать образцом для США и Европы.
На этой неделе российские чиновники разъезжают по Британии и США. Вот вопрос, который кто-нибудь, возможно, захочет им задать: если российское налоговое законодательство, примененное к ЮКОСу, будет применено к другим фирмам, принадлежащим американским компаниям и зарегистрированным на американской бирже, каковы будут их обязательства? Если администрация Путина "не планирует" это делать, почему она применяет один закон к одной компании, но не к другим? И почему инвесторы при этом должны чувствовать себя комфортно?
Есть все основания ждать исхода дела ЮКОСа. Он может сообщить нам все, что мы хотим знать, о втором сроке Путина. Если сотрудники Путина не в состоянии обуздать налоговую службу, так тому и быть. Но заявление Путина о том, что он берет под контроль налоговых чиновников, станет облегчением для России и глобальных инвесторов.