Для Рамзана Кадырова, первого заместителя премьер-министра в пророссийском правительстве Чечни, охота на человека, который стоит за захватом школы в Беслане, стала личным делом.
Чеченский экстремист Шамиль Басаев взял на себя ответственность за Беслан и разыскивается за это и ряд других зверств. Но у Кадырова есть еще одна причина для того, чтобы преследовать самого опасного человека на Кавказе.
Басаев, чья террористическая деятельность началась в 1995 году массовым захватом заложников в Буденновске на юге России, Басаев, которого разыскивают по обвинению в организации атаки в театре в Москве в 2002 году, взорвал бомбу, которая убила отца Рамзана Кадырова, президента Чечни Ахмада Кадырова.
На прошлой неделе Рамзан Кадыров заявил, что у него нет желания передавать Басаева правосудию, чтобы того судили за взрыв на церемонии празднования Дня Победы в Грозном в прошлом году. "Он будет жить до той минуты, как я найду его, - заявил Кадыров. - Он - мой личный враг, и я не собираюсь рисковать жизнями своих людей для того, чтобы взять его живым".
Жестокие методы правосудия - это одна из проблем Чечни, где в грязном конфликте стравлены между собой, с одной стороны, сепаратистские группы и связанные с "Аль-Каидой" иностранные сторонники джихада, а с другой - федеральные и местные силы безопасности. Борьба продолжается, хотя минуло уже 11 лет с начала первой чеченской войны.
Чечня - источник нестабильности в регионе. Продолжающиеся битвы в Чечне - питательная среда для международного терроризма и для пренебрежительного отношения России к правам человека, считают эксперты.
"Чеченские радикалы и их зарубежные союзники стремятся подорвать влияние России на всем Северном Кавказе. Конфликт в Чечне является питательной средой для международного движения джихада и создает опасность и для Запада, и для России", - сообщается в опубликованном на прошлой неделе независимом докладе Фонда Карнеги.
Российские силы безопасности допустил просчет, дав "зеленую улицу" Кадырову и его методам. "Коррупция и преступность в Чечне достигли катастрофических масштабов. Среди главных виновников - федеральные силы и так называемые "кадыровичи", бойцы Рамзана Кадырова. Кадыровичи виновны в убийствах людей без суда, похищениях людей и пытках", - говорится в докладе.
Беспокойство по поводу возможной эскалации конфликта усилилось после того, как на прошлой неделе бойцы Кадырова совершили рейд в соседний с Чечней Дагестан.
Хотя в целом уровень насилия в Чечне снизился, этот регион остается пороховой бочкой. Убийство в прошлом месяце российскими силами Аслана Масхадова, который был демократически избранным президентом Чечни, может усилить позиции боевиков.
В Чечне не наблюдается мирного процесса, с участием международных или местных представителей. Наблюдатели от ОБСЕ были вынуждены покинуть республику в 2002 году. Некоммерческие организации и независимые журналисты подверглись атаке российских властей.
"Путинская стратегия "чеченизации", наряду с процессом по восстановлению автономии, может стать основой для сотрудничества между правительствами западных стран и Москвой", - написал Фонд Карнеги в докладе.
Но Москва должна дать амнистию всем чеченским бойцам и начать политический диалог, а западные страны должны предложить России помощь в поимке таких экстремистов, как Басаев, говорится в докладе.
Западные лидеры имеют прекрасную возможность обсудить этот вопрос во время встречи в Москве в мае. Но история научила нас, что, скорее всего, этого не произойдет.