Первый российский президент, посещающий Израиль и палестинские территории, Владимир Путин, прибывший вечером 27 апреля в Иерусалим, знал, что он может рассчитывать на любезный прием израильской стороны. Однако у двух стран есть и немало поводов к недовольству друг другом.
Благосклонно относящаяся в иранской мирной атомной программе, Россия собирается также продать Сирии зенитные ракетные комплексы. Как с резкой откровенностью отметил российский президент в интервью израильскому телевидению, "это осложнит возможности полетов над резиденцией президента Сирии, на бреющем полете". Он намекал на проведенную в 2003 году израильскую операцию, которая, однако, не изменила соотношение сил между двумя странами.
Россия и Израиль расходятся также в отношении присутствия в Израиле свергнутых олигархов, выдачи которых добивается российская юстиция. Однако сейчас эти разногласия отодвинуты на задний план, о чем свидетельствовал перенос оглашения приговора на процессе по делу бывшего хозяина компании ЮКОС, Михаила Ходорковского, некоторые друзья которого находятся в Израиле.
Что касается вопросов международного значения, то г-н Путин, который в понедельник признался в своей ностальгии по СССР, не хочет, чтобы его воспринимали как второстепенного субъекта ближневосточной политики. Израиль, в котором проживает около миллиона русскоязычных граждан (это пятая часть населения страны), эмигрировавших из России за последние 15 лет, также хочет поберечь самолюбие своего гостя - при условии, что тот не проявит чрезмерного волюнтаризма.
Пробный шар. Конечно, Россия - наряду с США, Европейским союзом и ООН - присутствует в "четверке", этой неформальной инстанции, которая теоретически должна руководить осуществлением международного мирного плана "Дорожная карта".
Однако г-н Путин, как и европейские лидеры, прекрасно понимает, что в израильско-палестинском досье монопольную роль играют США, так как они являются единственными партнерами, которых реально признают израильтяне. Предложив в Каире, с которого он начал свое ближневосточное турне, провести осенью в России международную конференцию, г-н Путин одновременно запустил пробный шар и заявил о своей позиции.
По меньшей мере прохладная реакция США оставляет мало надежд на реализацию этой инициативы, к которой Израиль также относится отрицательно. "Мы уверены, что придет время для проведения международной конференции, но мы не считаем, что это время уже пришло или придет этой осенью", - сказал пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан. Но г-н Путин торопится назначить день встречи.
По мнению российской дипломатии, план ухода из Газы, за который израильский премьер-министр Ариэль Шарон не мог не удостоиться комплимента в четверг, должен стать не концом, а началом. Международная конференция, за проведение которой уже давно выступает Франция, дала бы возможность начать настоящий политический процесс с перспективой заключения соглашения об окончательном урегулировании.
"Наше предложение провести международную конференцию вытекает из необходимости возобновить мирный процесс", - заявил российский президент в Каире, подчеркнув, что в настоящее время он изучает вопросы "об уровне участия и по повестке дня".
В Рамаллахе, куда Путин должен прибыть в пятницу, палестинское руководство, разумеется, приветствовало российскую инициативу. Однако с точки зрения г-на Шарона проведение таких переговоров просто-напросто преждевременно. В своем обращении по случаю наступления еврейской Пасхи он заявил, что до ликвидации палестинских "террористических инфраструктур" никакой диалог не является возможным.