Женитьба принца Уильяма на Кейт Миддлтон - крупная веха в череде длительных попыток британской монархии привести в порядок ее "семейный бизнес", а также шаг самого знаменитого королевского клана к иному, неясному будущему, полагает The Wall Street Journal. "15 лет назад бренд дома Виндзоров сильно пошатнулся из-за некрасивого развода принца Чарльза и принцессы Дианы, а также последующей гибели Дианы в автокатастрофе", - напоминают журналисты американского издания. Ситуацию, мягко говоря, не исправили первоначальная холодная реакция королевы Елизаветы II на смерть Дианы и скандальный развод принца Эндрю и Сары Фергюсон.
"Благодаря тщательно разработанной пиар-кампании, кое-каким благоразумным мерам по урезанию своих трат и популярности принца Уильяма британская королевская семья в принципе смогла выкарабкаться из ямы", - говорится в статье.
И все же, по мнению издания, теперь британской монархии придется решать новый комплекс проблем, чтобы "сохранить сказку". Прежде всего - спланировать передачу власти, как подобает всякой крупной фирме.
62-летний принц Чарльз непопулярен: некоторые считают, что он чересчур активно вмешивался в государственные дела. "Мнение, что он дурно обходился с Дианой, а также его манера выражаться без обиняков подорвали его репутацию в глазах народа", - пишут авторы статьи. В ходе недавнего соцопроса почти половина респондентов заявили, что принц Чарльз должен отречься в пользу принца Уильяма.
В условиях мер жесткой экономии королевская семья также должна найти что-то среднее между аскетизмом, которого требуют "ее инвесторы" - британские налогоплательщики, и помпезностью, ожидаемой от 300-летней династии, которая ведет привычный для себя образ жизни и служит туристической достопримечательностью.
Как бы то ни было, свадьба Уильяма - мероприятие глобального масштаба - демонстрирует, что британская монархия взяла уроки у имиджмейкеров корпораций и знаменитостей.
"Monarchy Inc." - семейная фирма, которую по масштабу, издержкам и доходу можно сопоставить с компанией среднего размера. "Основные источники доходов для королевской семьи - государственный грант (38,2 млн фунтов по состоянию на 2010 год) и плата за посещение ее дворцов", - говорится в статье. Установить, сколько денег у королевской семьи на самом деле, сложно. "Большая часть ее имущества на деле не принадлежит семье, а управляется ею по доверенности государства", - поясняют авторы. Самим членам королевской семьи принадлежат несколько больших зданий. Королева и принц Чарльз также получают доходы двух трастовых фондов - герцогства Ланкастерского и герцогства Корнуоллского - которым принадлежат преимущественно активы в сфере недвижимости.
В 1990-е годы популярность королевской семьи резко пошатнулась: например, в 1992 году общество впало в ярость, когда королевская семья понадеялась, что государство оплатит ремонт Виндзорского замка после пожара.
"Чтобы предотвратить упадок, семья обратилась к так называемой Way Ahead Group - группе высокопоставленных советников и членов семьи, которые с середины 1990-х по середину 2000-х собирались дважды в год, выступая посредниками между несколькими фракциями в порой недружном семействе", - пишет газета. После гибели Дианы группа задумалась, как вновь наладить отношения с простыми британцами. В 1999 году тогдашний пресс-секретарь королевы Саймон Льюис предложил новый инструмент - маркетинговый анализ. Эксперты заключили, что у британцев королевская семья ассоциируется с такими ценностями, как "британский дух" и долг перед страной.
Исходя из этого, Букингемский дворец выстроил пиар-стратегию: например, королева присутствовала на торжественном открытии новоучрежденных парламентов Шотландии и Уэльса. Также были проведены реформы, чтобы разоружить критиков: например, королева начала платить подоходный налог с личных доходов и отказалась от королевской яхты. "Существует соглашение: королевской семье позволено играть ее нынешнюю роль при условии, что она эффективно служит благу нации. А при Елизавете так и происходит", - заметил историк Лоренс Голдмен из Оксфордского университета.
Королева еженедельно встречается с премьером для обсуждения серьезных политических вопросах, но не пытается влиять на курс Великобритании, полагает издание. Однако принц Чарльз в прошлом сильно лоббировал в правительстве вопросы сельского хозяйства и архитектуры - например, ратовал за помощь фермерам, чей скот был уничтожен ввиду эпидемии ящура. Принц Чарльз вдумчиво управляет своими инвестициями. Но неудачи ряда его начинаний вселяют в наблюдателей опасения, что принц чересчур амбициозен и не унаследовал от матери ее выдержку.
"Есть также деликатный вопрос, будет ли Чарльз менять гипотетически роскошный образ жизни семьи. Королева, выросшая в трудное военное время, создала себе имидж относительно экономной хозяйки королевской казны. За завтраком Ее Величеству насыпают хлопья из пластмассовой миски, она принимает меры для экономии электричества во дворцах. С 1992 года расходы государства на содержание королевской семьи уменьшились более чем вдвое, хотя другие расходы государства за тот же период резко возросли", - говорится в статье.
У принца Уильяма, который теоретически однажды унаследует престол, были свои мелкие прегрешения: его часто фотографировали на выходе из ночных клубов под утро. "Его также обвиняли в злоупотреблении средствами налогоплательщиков: в 2008 году он воспользовался вертолетом ВВС, чтобы слетать вместе с принцем Гарри на мальчишник на острове Вайт", - пишет газета.
Но, по мнению издания, Уильям отлично умеет показать себя с лучшей стороны: подробности его мальчишника перед свадьбой остались в строгом секрете, зато газеты переполнены позитивными статьями о том, как его невеста покупала скромную одежду на Хай-стрит.