Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 апреля 2016 г.

Эндрю Росс Соркин | The New York Times

Президент Обама дает оценку своему экономическому наследию

Спустя восемь лет после финансового кризиса уровень безработицы в США снизился до 5%, бюджетный дефицит уменьшился, а ВВП растет, отмечает The New York Times. Но почему же столь многие американские избиратели считают, что их бросили на произвол судьбы? У Барака Обамы есть своя гипотеза, пишет журналист Эндрю Росс Соркин, основываясь на своих беседах с президентом.

Усилия Обамы по восстановлению американской экономики сейчас подвергаются критике со всех сторон - слева, справа и из политического центра, отмечает автор. Но сам Обама в феврале сказал в интервью Соркину: "Я вообще-то сравниваю то, как мы справляемся с экономическими задачами, с тем, как справлялись другие страны, на которые обрушились страшные финансовые кризисы. По этому критерию мы, вероятно, справились с этим кризисом лучше, чем любая крупная экономика на Земле на протяжении новой истории".

Между тем Хиллари Клинтон заявила, что многие американцы "до сих пор еле сводят концы с концами", а Трамп назвал США "страной третьего мира".

Обама, однако, уверяет, что общество просто не в курсе: "На начальном этапе мы продвигались так быстро, что не могли устраивать "круги почета". Не могли растолковывать все, что делаем. Понимаете, сегодня мы спасали банки, на следующий день - автомобильную промышленность, на третий пытались выяснить, можем ли как-то повлиять на рынок жилья".

"В результате, по словам Обамы, у него не хватило политического капитала на то, чтобы предпринять еще больше", - пишет Соркин.

"Истина в том, что если бы мы смогли объяснить колеблющимся избирателям все шаги, которые предприняли, - пояснил Обама, - то нам, наверное, удалось бы сохранить большинство в Палате представителей или в Сенате".

По словам Соркина, визит на завод аккумуляторов во Флориде, где состоялась часть беседы, - запоздалый "круг почета". Одним из первых важных шагов Обамы в Белом доме стало подписание "Акта о восстановлении и реинвестициях в Америку", и часть ассигнований получила компания Saft America, которая построила этот новый завод. Обама приехал на предприятие, "чтобы заострить внимание нации на том, как далеко мы продвинулись после финансового кризиса".

И все же Соркину показалось, что президент удручен. "Если вы спросите рядового человека на улице: "При Обаме дефицит увеличился или снизился?", то, наверное, 70% скажут, что повысился", - посетовал Обама. На деле дефицит бюджета снизился примерно на три четверти, но большинство американцев считает иначе.

В беседах с Соркиным Обама "проанализировал, иногда с поразительной откровенностью, почти все элементы своей экономической повестки дня за время пребывания на своем посту".

Итак, экономическое положение США улучшилось, но мало кто из американцев ликует по этому поводу. Обама предположил: одна из причин в том, что Республиканская партия начисто отрицает факт прогресса и твердит своим сторонникам, что все повсюду плохо.

В то же самое время Обама признал, что у недовольства экономикой есть эмпирические основания. "Значительная часть населения вообще выпала из трудовых ресурсов", - пишет автор. Средний доход домохозяйств - на 4 тыс. долларов ниже, чем в последний год президентства Клинтона. Экономическое неравенство возросло.

По оценке самого Обамы, результаты его усилий по восстановлению экономики во многих случаях превзошли даже его собственные радужные надежды. Но многие американцы остались на обочине прогресса. По мнению автора, Обама сознает: его экономическое наследие станут оценивать не только по его собственным действиям, а в сравнении с былой эрой благоприятных возможностей для среднего класса. "Пожалуй, эту эру никогда уже не сможет вернуть какой-либо президент в условиях гигантских перемен, перекроивших глобальную экономику", - говорится в статье.

Сегодня многие утверждают, что программа Обамы по стимулированию экономики (800 млрд долларов) была недостаточно крупной. Но в то время эти усилия встречали колоссальное сопротивление.

По словам Обамы, "бесспорно, финансовая система США сейчас намного более стабильна". "Верно, что мы не демонтировали финансовую систему, и в этом смысле критика из уст Берни Сандерса верна", - добавил он. "Но на протяжении президентства я постоянно старался себе напомнить, что экономика - это не абстрактное понятие. Ее нельзя просто так, без каких-либо последствий сконструировать заново, разобрать на части и снова собрать".

Соркин рассказывает о визите Обамы на вышеупомянутый завод Saft America - филиал французской компании Saft, а затем замечает, что сегодня президенты США "имеют меньше власти, чем когда-либо, над топ-менеджерами американских компаний, не говоря уже о руководстве мультинациональных компаний со штаб-квартирами во Франции или Китае".

Рассматривая проблему безработицы, Обама заметил: "Осуществление тех суровых перемен, которые нужны нам для создания более проворной, динамичной экономики, не приносит немедленных позитивных результатов, может показаться, что оно лишь отвлекает от дела". У левых и правых появляется соблазн для заявлений: если бы США вернулись в прошлое, все было бы нормально.

По мнению автора, крупнейший экономический сдвиг в президентство Обамы обусловлен законом о доступном медицинском обслуживании. "Закон оказал немедленный эффект на экономику в целом, стимулирующий ее рост", - поясняет автор. На индустрию здравоохранения приходится 17,5% ВВП США.

Республиканцы были единодушно против закона о медицинском обслуживании. Обаме пришлось делать выбор - либо этот закон, либо другие программы стимулирования.

По мнению Обамы, его администрация потеряла время из-за того, что в 2012-2014 годах не затеяла никаких крупных инфраструктурных проектов. "Значит, мы не смогли помочь людям, которым могли бы помочь, снова их трудоустроить, а целые населенные пункты, которые могли бы процветать, шли к возрождению намного дольше", - посетовал президент.

Соркин возвращается к теме завода Saft America: там поразительно маленькая автостоянка. Благодаря техническим инновациям на заводе работает всего 300 человек.

"Эта картина высвечивает проблему, стоящую перед экономикой США, возможный фактор нарастания неравенства: мы теряем рабочие места не только из-за зарубежной конкуренции, но и из-за роботов", - говорится в статье. Обама сознает эту проблему, но знает, что ее решение отыщется, когда он давно уже покинет Белый дом. Многие американцы "вынуждены тревожиться, что на определенном этапе карьеры им придется переучиваться, так как не могут рассчитывать, что проработают на одном месте 30 лет", отметил президент.

"Это одна из причин, по которым я стремился к Транс-Тихоокеанскому партнерству", - добавил он. По его оценке, "большая часть тенденций необратима, если учесть характер глобальных цепочек поставок, и нам лучше заняться составлением правил в мире, чтобы в результате повысились стандарты труда в зарубежных странах, либо попытаться экспортировать за границу наши экологические стандарты, дабы приблизиться к справедливым условиям конкуренции".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru