Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 августа 2003 г.

Бернхард Цанд | Der Spiegel

"Абу чуб" - таблетки от отчаяния

При Саддаме употребление наркотиков в Ираке каралось смертной казнью. Теперь же по освобожденному Багдаду катится огромный вал наркотиков. Процветает торговля снотворными и успокоительными средствами, здесь также можно приобрести кокаин и героин. Среди жертв наркомании все больше детей.

Многое в жизни 26-летнего бандита Абу Кеифа пошло вкривь и вкось. Однако больше всего он сожалеет о том, что слишком поздно принял участие в послевоенном разбое. В Багдаде деньги лежали на улице, а он, в шестой раз отпущенный из тюрьмы, задержался в Басре, пребывая в патологической нерешительности, что делать. "Я мог бы заполучить 150 тысяч долларов, - говорит он с сожалением. - Машины, компьютеры, банки - все было доступно. Я мог бы привезти домой целый грузовик разного добра".

Слова Абу Кеифа текут медленно, осторожно, на безупречном арабском языке; его взгляд неподвижно остановился на тарелке со стейком; его руки, когда он хочет что-то подчеркнуть, поднимаются и опускаются, как у робота.

Как и каждый день пред обедом, он уже принял 50 миллиграммов паркизола, тяжелого, действующего на мозжечок успокоительного средства, которое обычно назначается страдающим болезнью Паркинсона. "Абу чуб" называют его багдадские наркоманы. Суточная доза данного препарата для больных составляет две-три таблетки по пять миллиграммов. Абу Кеиф каждое утро принимает по десять. От передозировки его кожа приобрела нездоровый желтый цвет, тем не менее "абу чуб" - это его любимое средство, оно дарит ему спокойствие, заставляет забыть о страхах и волнениях.

Даже дети ищут успокоение в наркотиках

Любые успокоительные средства и антидепрессанты после освобождения Багдада продаются прямо на улице и безо всякого рецепта. Цены настолько низки, что даже самые бедные иракцы могут позволить себе несколько счастливых часов - с фармакологической помощью. На город хлынул огромный вал наркотиков. Их покупателями все чаще становятся дети и подростки.

250 динаров, всего 15 центов, стоит одна таблетка "абу салиб", или рогипнола, используемого в Европе как средство, замещающее героин при лечении наркоманов. За 1250 динаров, около 75 центов, можно купить десять таблеток валиума. "Киприот", "ливанец", "кровавый" - так в зависимости от страны-производителя или цвета упаковки называются другие средства, которые (практически все) относятся к группе бензодиазепинов, средств, вызывающих психоформакологическую зависимость всего через несколько недель после начала их приема.

При Саддаме употребление наркотиков каралось смертной казнью, хотя из-за их малой распространенности наркомания в Ираке никогда не была серьезной проблемой. Правда, в саддамовских тюрьмах уже давно распространился весь спектр современных успокоительных средств. Почти все заключенные иракских тюрем, единогласно свидетельствуют бывшие арестанты, "сидели" на таблетках. Их положение было настолько безнадежным, что торговля транквилизаторами процветала, обогащая в большинстве случаев продажных надзирателей.

В тюрьме можно было выжить только с таблетками

"В помещении находилось до 650 человек, - рассказывает 32-летний Хайдар Абдулла, который пять лет провел в печально известной тюрьме "Абу Греиб". - Не было места, чтобы спать, летом была невыносимая жара и грязь, все это вряд ли можно было выдержать без таблеток". Поток лекарств шел из хорошо оснащенных больниц и аптек, персонал которых подрабатывал нелегальной торговлей.

После войны здесь ничего не изменилось - вот только после массовой амнистии, проведенной Саддамом в конце октября, распространение наркотиков приняло характер эпидемии. Поскольку после взятия Багдада иракская полиция практически перестала существовать, а у американцев, очевидно, иные заботы, нет никого, кто мог бы остановит этот вал.

Огромный ассортимент сильнодействующих рецептурных средств предлагает, к примеру, Хусам Али Джасим, бывший железнодорожник, который в бедном багдадском квартале Фадхил держит с десяток лавочек, торгующих лекарствами. Его профессиональные знания ограничиваются следующим замечанием: "Белые таблетки сделают тебя спокойным, красные - агрессивным".

Прямо рядом с одной из лавочек Джасима находится магазин видеоигр, где часто назначают встречи дети и подростки. По некоторым из них видно, что они уже пристрастились к наркотикам. У одних - характерный желтый цвет лица, у других - прикрытые глаза, они обращают на себя внимание замедленными движениями. Джасим опровергает то, что уличные торговцы продают наркотики детям, но у родителей юных наркоманов - другая информация. "К тому, что с наступлением темноты мы не выпускаем детей из дома, мы уже привыкли", - говорит глава семейства Али Ага Али. Однако против распространителей наркотиков родители бессильны.

Помощь молодежи практически невозможна

"Достоверной статистики о распространении наркотиков не существует", - говорит Гасан Халил, представитель ЮНИСЭФ в Багдаде. Ситуация развивается настолько стремительно, что его организация не успевает идти в ногу со временем. Гражданская администрация США, официально занимающаяся восстановлением министерства здравоохранения, оставляет без ответа любые запросы по растущей проблеме наркомании в Багдаде. "Оккупанты сами сделали возможной торговлю наркотиками, - жалуется мусульманский священнослужитель Мухаммед Абделасис аль-Курфи из Тауры, бывшего Саддам-Сити. - Где были все эти препараты, пока вооруженные силы США не пришли на нашу страну?"

Уже сегодня, говорит аптекарь Салах Шамаки, в центре Багдада можно приобрести такие наркотики, как героин и кокаин. Если оккупационные силы тотчас же не вмешаются, Ирак, местоположение которого диктует ему роль транзитной страны в международной наркоторговле, столкнется с серьезным ужесточением проблемы.

Коллега Шамаки, Ала Монеим, говорит, что рост наркомании - вещь достаточно невинная. "Опасными эти таблетки станут только тогда, когда у людей больше не будет возможности их приобрести". Оставшись без тяжелых наркотиков, люди становятся агрессивными, это сказывается на росте уличной преступности, говорит он.

Абу Кеиф, который тем временем держится на плаву в Багдаде благодаря мелким кражам, возражает и одновременно подтверждает слова аптекаря. Он принимает "абу чуб", чтобы сохранять спокойствие в течение дня. Если же он ночью со своими приятелями отправляется на дело, то для повышения настроения он принимает мегадон: "Фантастическая таблетка. Нет такого человека, который мог бы меня напугать, когда я под действием мегадона".

Источник: Der Spiegel


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru