Президентские выборы в самопровозглашенной республике Абхазия были свободными и демократичными, признали наблюдатели. Победил 59-летний Александр Анкваб, в прошлом шеф полиции, оставшийся в живых после пяти покушений. Все кандидаты горячо выступали против воссоединения с Грузией, пишут СМИ, единственным гарантом безопасности и экономической жизнеспособности Абхазии и Южной Осетии остается Россия.
За пост президента Абхазии соперничали три ветерана сепаратистской войны начала 1990-х годов с Грузией, отмечается в статье на сайте The Washington Post, подготовленной агентством AP. Это были первые президентские выборы в Абхазии с 2008 года, когда Россия признала независимость самопровозглашенной республики. Предыдущий президент, покойный Сергей Багапш, "укрепил прокремлевский курс страны, опираясь на щедрую финансовую помощь Москвы", говорится в статье.
"Абхазы стояли в очередях к избирательным урнам в облупленных зданиях, пострадавших во время войны, - это напоминание о конфликте, в результате которого сотни людей погибли и десятки тысяч стали беженцами. Тем временем российские туристы расслаблялись на черноморских пляжах, окаймленных пальмами", - повествуют корреспонденты.
Все кандидаты выступали за сохранение тесных отношений с Россией, а значит, трения между Москвой и Тбилиси сохранятся. В частности, Грузия неоднократно призывала Россию перенести Олимпиаду-2014 в другое место, указывая, что Сочи слишком близко к "оккупированной грузинской территории", и грозя бойкотом, говорится в статье. Все кандидаты в президенты Абхазии - горячие противники воссоединения с Грузией. На выборах победил 59-летний Александр Анкваб, в прошлом шеф полиции Абхазии, переживший пять покушений, - инцидентов, которые он объясняет конфликтами с местными преступниками.
Недавние президентские выборы в Абхазии - довольно необычное явление для бывших регионов СССР: их исход не был известен заранее, а принципы демократии, по-видимому, были соблюдены, пишет The New York Times. Однако победа Александра Анкваба мало изменит политическую жизнь в Абхазии. Россия остается единственным гарантом безопасности и экономической жизнеспособности Абхазии и Южной Осетии, поскольку ни одно другое крупное государство не признало их независимость.
В отличие от прежних времен, Россия не играла заметной роли в агитации за кого-либо из кандидатов в президенты Абхазии. "Это наводит на мысль: кто бы ни победил на выборах, он все равно будет связан обязательствами перед Москвой", - говорится в комментарии.
Некоторых абхазов тревожит российское влияние, но многие избиратели, с которыми журналисты беседовали в Сухуми, довольны нынешней ситуацией. "Теперь абхазский народ живет без ощущения, что на нас направлены пушки. Этим мы обязаны России. Ни одна другая страна не могла нам это дать", - сказал пенсионер Георгий Сухба.
Постоянный автор Die Tageszeitung Клаус-Хельге Донат, сообщая об итогах выборов в Абхазии, указывает, что Москва поддерживала не Анкваба, а действующего премьер-министра Сергея Шамбу. "Шамбе была предоставлена помощь российских политтехнологов, он проводил агрессивную предвыборную кампанию, что отличало его от оппонентов. Однако российские эксперты просчитались: абхазы весьма консервативны и не любят, когда кто-то слишком сильно пытается вырваться вперед", - пишет обозреватель.
"По оценкам независимых наблюдателей, президентские выборы в Абхазии были свободными, а нарушения, зафиксированные в ходе голосования, незначительными", - продолжает автор. Александр Анкваб набрал практически 55% голосов.
Единственным главой иностранного государства, поздравившим его с избранием, стал президент России Дмитрий Медведев, говорится в статье. Евросоюз не может признать результаты выборов в провозгласившей свою независимость от Грузии республике, поскольку официально международное сообщество суверенитет Абхазии до сих пор не признало.