Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 декабря 2011 г.

Эндрю Хиггинс | The Washington Post

Для Китая стремление к импорту российских энергоносителей несет надежды и разочарования

1 января текущего года Россия совершила нечто беспрецедентное - начала прокачку нефти в Китай, пишет The Washington Post, напоминая, что советско-китайская граница прежде была районом вооруженного противостояния. Нефтепровод - символ того, что оба соседа называют идеальной симметрией интересов, отмечает журналист Эндрю Хиггинс.

Китайцам нужна нефть, а России - рынок сбыта, пояснил глава "Транснефти" Николай Токарев. Однако, когда пришло время расплачиваться за нефть, Токарева ждал неприятный сюрприз. По версии "Транснефти", Китай недоплатил более 100 млн долларов.

"Спор не повлек за собой отключения нефтепровода, но заострил внимание на странной болезни, которая подтачивает потенциальную "энергетическую ось" Москва-Пекин. Закон спроса и предложения, а также общее желание обуздать США сближают эти две страны, но долгая история взаимного недоверия, сходный жесткий стиль ведения бизнеса и затаенный страх впасть в зависимость разобщают их", - говорится в статье.

Китай отчаянно нуждается в российских энергоносителях, а также электроэнергии и ноу-хау атомной энергетики. Россия надеется, что поставки в Китай повысят ее экономический и политический вес. Но сегодня на Россию приходится всего 7% нефти, импортируемой Китаем. "Газпром" потратил 10 лет на переговоры с CNPC о проекте газопровода и колоссальном контракте на поставки на сумму до 1 триллиона долларов. "Мало того, что строительство еще не началось, стороны даже не могут договориться о трассе прокладки газопровода с точностью до тысячи миль", - говорится в статье.

Китай и Россия говорят, не слыша друг друга, полагает Ян Чен, китайский дипломат в отставке. В начале 90-х Москва предложила сотрудничество в энергетике, но тогда Китай полагал, что сможет обойтись своими силами. Позднее Китай попытался получить доступ к российским месторождениям, но его уже опередили западные компании.

"В энергетических секторах России и Китая господствуют гигантские госкорпорации, которые стремятся извлечь прибыль, но в то же самое время переплетены с силовыми и другими правительственными ведомствами", - говорится в статье. Токарев говорит, что с госкомпаниями работать гораздо проще, так как у частного бизнеса иной подход. Но поставки нефти в Китай (по железной дороге) впервые начала частная компания - ЮКОС, напоминает автор. ЮКОС предлагал и проект нефтепровода, но эти усилия заглохли после ареста Ходорковского. "Отвечая письменно на вопросы, Ходорковский назвал китайцев "очень жесткими переговорщиками, но добросовестными партнерами". Российские чиновники, по его словам, наоборот, "продемонстрировали Китаю, что для российского чиновничества важнее внутренние амбиции и междоусобица, чем надежность при партнерстве", говорится в статье.

"В итоге "Транснефть" начала работать над пересмотренной версией проекта нефтепровода ЮКОСа после того, как Китай предложил 25 млрд долларов в кредит и выдвинул условие, что погашаться он будет нефтью "Транснефти" и "Роснефти", - говорится в статье.

Едва началась прокачка нефти, Россия и Китай заспорили о ценах и долгах. "Каждый месяц - новые ссоры о платежах, хотя "Транснефть" утверждает, что теперь китайская сторона рассчитывается по ценам, намного более близким к договорной", - пишет автор. CNPC воздержалась от комментариев.

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru