Заместитель председателя движения "Открытая Россия" и председатель совета "Фонда Бориса Немцова за свободу" Владимир Кара-Мурза в статье для The Washington Post пишет о праздновании в России столетия основания ЧК. Он напоминает, что Владимир Путин в официальном поздравлении "офицерам и ветеранам" призвал "чтить традиции и заветы своих предшественников". "Учитывая политические репрессии в современной России, они, кажется, так и делают", - полагает автор статьи.
"В интервью главной государственной газете директор ФСБ Александр Бортников превозносил главу НКВД при Сталине Лаврения Берию", а также заявил, что "в преследованиях и показательных судах в период Большого террора 1930-х была "объективная сторона". "Чрезмерность этой похвалы шокировала даже некоторых приверженцев путинского режима", - пишет Кара-Мурза.
По оценкам историков, жертвами "красного террора" во время Гражданской войны стали до 2 млн человек. "Это было только начало 70-летней войны советского режима с собственными гражданами, - говорится в статье. - Степень жестокости и масштабы менялись, но ЧК - позже известная как ГПУ, НКВД, МГБ и КГБ - всегда была в авангарде репрессий". Самая часто цитируемая оценка общего числа людей, затронутых этими "политическими мерами", составляет 30 млн - одна пятая населения Советского Союза в начале 1920-х годов, добавляет Кара-Мурза.
"Пятое управление КГБ, созданное в 1960-х с целью подавления политического инакомыслия, действовало до последних дней СССР, даже в разгар перестройки и гласности", - отмечает автор. Он добавляет, что мало к каким государственным ведомствам население испытывало такое же презрение, как к КГБ.
Вспоминая о событиях августа 1991 года, Кара-Мурза пишет, что штаб-квартира КГБ на Лубянской площади стала "первой символической мишенью толпы". Многие собравшиеся хотели захватить здание, но лидеры демократического правительства их отговорили, пообещав реформировать систему изнутри. Какими бы ни были их намерения, им это не удалось, говорится в статье. Как признавал впоследствии президент Борис Ельцин, "система органов ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - КГБ - МБ оказалась нереформируемой".
Премьер-министр Ельцина Владимир Путин, бывший офицер КГБ, 20 декабря 1999 года открыл на Лубянке восстановленную мемориальную доску Андропову, что Кара-Мурза называет "красноречивым признаком грядущих событий".
"Неспособность осудить и уничтожить остатки КГБ в России в 1990-е годы - хрестоматийный пример того, почему важно, чтобы посттоталитарные (или поставторитарные) правительства всецело смотрели в лицо прошлому и разбирались с ним", - пишет Кара-Мурза. Он подчеркивает: "Демократическое постпутинское правительство в России должно будет приложить все усилия, чтобы в полной мере смириться с фактом прошлых преступлений, совершенных от имени государства, и сделать официальное празднование основания ЧК в России столь же немыслимым, каким было бы празднование основания гестапо или Штази в современной Германии".