После ареста бывшего управляющего делами президента Павла Бородина Москва начала оказывать давление на Вашингтон. Кроме того, Путин выступает против планов развертывания космического щита и расширения НАТО.
Что общего между делом Павла Бородина, человека, занимавшего должность главного слуги (и ставшего первым из тех, кого ?сдали?) клана Ельцина, расширением НАТО на Восток и американскими планами создания противоракетного щита?
Речь, просто-напросто идет о трех актуальных аспектах разногласий между Москвой и Вашингтоном: не прошло и недели с прихода президента Джорджа Буша в Белый Дом, как эти разногласия резко обострились.
В четверг вечером нью-йоркский судья отказался освободить под залог Павла Бородина, оказавшегося центральной фигурой в крупном деле о коррупции. Он был арестован 17 января во исполнении международного ордера на принудительный привод, выписанного Швейцарией.
В интервью московской газете ?Известия?, генеральный прокурор Женевы Бернар Бертосса напомнил, что швейцарское правосудие обвиняет Бородина в отмывании денег и принадлежности к преступной группировке. Прокурор имел в виду прошлые отношения между швейцарскими взяткодателями (?Мабетекс? и ?Мерката?) и кланом Ельцина?
Политическая подоплека этого юридического дела очевидна. В течение двух месяцев с момента ареста Вашингтон должен будет взять на себя ответственность за возможное освобождение Павла Бородина под залог и, если данная мера не будет противоречить высшим интересам государства, экстрадировать Бородина Швейцарии.
Кроме того, Павел Бородин, путешествовавший с ?деловой? визой, не может рассчитывать на дипломатический иммунитет, которым он пользовался на территории России, занимая пост госсекретаря Союза Россия-Белоруссия. Как стало известно, в четверг Кремль вместо него назначил временного исполняющего обязанности. К тому же, Бородина не было в списке официально приглашенных на церемонию вступления в должность Джоржа Буша: он, как оказалось, был ?условно приглашенным официально приглашенного?.
Юридический характер этого дела не мешает российскому Министерству иностранных мер предпринимать один демарш за другим с тем, добиваясь освобождения Бородина.
Начиная со среды, глава российской дипломатии Игорь Иванов выступает с заявлениями о том, что Москва сделает все, чтобы Бородин вернулся в Россию или, по крайней мере, ?был передан в российское посольство? в Соединенных Штатах.
В четверг посол России в Соединенных Штатах зачитал в нью-йоркском суде декларацию, в которой говорилось о гарантии явки Бородина, в случае его освобождения, в американский суд. Судья назвал этот демарш ?нетрадиционным??
Недопустимое вмешательство, наглость? Следует обратить внимание на поразительное единодушие представителей различных политических кругов: многие видные российские политические деятели потребовали от Кремля решительных шагов с целью возвращения Бородина из Соединенных Штатов.
Политика расширения НАТО ?ошибочна и неприемлема?
Это неудобное дело свалилось тяжким бременем на плечи Путина именно в тот момент, когда все обозреватели ждали от него шагов, направленных на развитие российско-американских отношений после прихода к власти Джоржа Буша.
Ни у кого не вызвало удивления, что свое первое заявление после вступления в должность выходца из Техаса Владимир Путин посвятил политическим и стратегическим проблемам. В ходе встречи с представителями дипломатического корпуса, Путин предупредил новую администрацию Буша, что создание Соединенными Штатами противоракетного щита ?нанесет непоправимый ущерб архитектуре международных отношений. Кроме того, он назвал ?неприемлемым? расширение НАТО за счет бывших коммунистических стран Восточной Европы.
Вместе с тем, Владимир Путин отметил, что ?последние заявления Джорджа Буша свидетельствуют о том, что диалог может быть позитивным?. Видимо, имеется в виду заявление Джорджа Буша, сделанное им в середине января, о том, что он твердо намерен продолжать работу над реализацией планов создания системы Национальной противоракетной обороны. При этом он подчеркнул, что ?Москва выдвигает серьезные возражения. (?) Одним из наших приоритетов в наших дискуссиях с Москвой станет совместная работа в области нераспространения и обеспечения ядерной безопасности?.
В пятницу российский президент высказал мнение, что переговоры с американцами будут сложными. Можно даже сказать, деликатными, поскольку необходимо сохранить Договор по ПРО от 1972 года. Это логично, ведь развертывание системы противоракетной обороны предполагает внесение изменений в этот договор, подписанный Москвой и Вашингтоном. Россия, как известно, отказывается рассматривать вопрос об изменении текста этого документа.
Обращаясь к Джорджу Бушу, Владимир Путин напомнил, что Россия ратифицировала российско-американский договор СНВ2, и что она ожидает ответа на этот жест доброй воли.
Российский президент также продемонстрировал твердую позицию в отношении НАТО, назвав политику расширения ?ошибочной? и ?неприемлемой?.
Этот выпад, видимо, не произвел большого впечатления на Вашингтон, но заставил поволноваться, если в этом еще есть какой-то смысл, Варшаву и столицы балтийских государств?