Беспокойство за кулисами автократии Назарбаева
Глава правительства Казахстана Токаев ушел в отставку в результате сражений в рядах политической верхушки, не прекращавшихся на протяжении последних недель. Новая партия, Демократический выбор Казахстана, привнесла свежий ветер в автократическую политику этой среднеазиатской страны.
Премьер-министр среднеазиатской республики Казахстан Касымжомарт Токаев объявил в понедельник о своей отставке. Всего несколько часов спустя президент Нурсултан Назарбаев провел через парламент кандидатуру нового председателя правительства. Депутаты единогласно проголосовали за 45-летнего Имангали Тасмагамбетова, бывшего заместителя премьер-министра. В прошедший понедельник стало очевидным, что управлять степным государством, которое насчитывает 16 миллионов жителей и занимает площадь в пять раз превышающую территорию Франции, Назарбаеву не так легко, как всегда казалось. Потому что отставка Токаева ? это только кульминация в цепи событий, которые в течение последних трех месяцев обнаружили неожиданные трещины в системе Назарбаева. То, что за кулисами казахской автократии происходят бурные события, стало очевидным в середине ноября вместе с внезапной отставкой заместителя главы государственной службы безопасности Рахата Алиева. Алиев ? это зять Назарбаева и один из многочисленных представителей президентского клана, которые занимают стратегические посты в политике и экономике.
Шок в результате основания новой партии
Если верить его врагам, то Алиев перешел допустимую грань коррупции, сделав себе состояние обычными методами давления на бизнесменов. При этом он опирался не только на аппарат спецслужб, но и на медиа-империю, которая, очевидно, продолжает находиться под его контролем и которую он создавал вместе со своей женой Даригой. Алиев после своей недобровольной отставки срочно получил новую руководящую работу, сначала в службе личной охраны президента, затем в качестве главы Национального олимпийского комитета. Но даже если руководство последним из этих двух ведомств гарантирует почитание и всякие иные преимущества, то все равно складывается впечатление, что важную политическую фигуру Алиева оттесняют от центра государственной власти.
Воодушевленная падением Алиева группа членов правительства и бизнесменов, ориентированных на реформы, вскоре после этого объявила об учреждение новой партии ? Демократический выбор Казахстана (ДВК). То, что является нормальным для западной демократии, вызывало в Казахстане сильный шок. Новая группировка потребовала демократических реформ, в том числе создания независимых от правительства выборных органов, выборов губернаторов в провинциях и возобновления деятельности конституционного суда. И даже если бы эта группировка заверяла Назарбаева в своей преданности, ее действия все равно бы потрясли основы его власти.
В ДВК вошли заместитель премьер-министра и еще ряд членов правительства, за ними ? губернатор Павлодарской области, имеющей преимущественно русское население, и два влиятельных банкира. Для премьер-министра Токаева это послужило поводом для драматического выступления 20 ноября, в котором он потребовал увольнения "интриганов", угрожая своей отставкой. Он упрекал новую организацию в том, что она, прикрываясь демократическими лозунгами, стремится к переделу собственности. Он предостерегал от возможности хаоса и приправлял свои мрачные прогнозы замечанием о том, что международные террористы недавно планировали два покушения на главу государства.
В те ноябрьские дни (не так, как сейчас) во главе правительства еще стоял президент Назарбаев. Он "очистил" правительство от "мятежников". Губернатор Павлодарской области, Жакиянов, был уволен, против него возбудили уголовное дело, его заместитель был брошен в тюрьму, а один из депутатов парламента от ДВК лишился своего мандата. Тем не менее, несколько дней назад партия провела в Алма-Ате разрешенную демонстрацию.
Как просвещенный самодержец, Назарбаев, очевидно, боится душить новое движение в зародыше, даже если оно причиняет ущерб тщательно сглаженному образу контролирующего абсолютно все отца страны Назарбаева. В отличие от соседних среднеазиатских диктатур, Узбекистана и Туркменистана, где новые оппозиционные движения были бы прикончены на месте одним ударом дубинки, в Казахстане веет либеральный ветер. Однако тот факт, что в ДВК вошел, к примеру, глава влиятельного "Казкоммерцбанка", кое-что говорит о разочаровании деловой элиты в заскорузлости властных структур.
Коррупция и кумовство
Назарбаев стоял во главе республики еще в советские времена, будучи коммунистическим партийным лидером, а в 1991году он стал полновластным президентом через безальтернативные выборы. В 1995 году он посредством референдума продлил свой срок пребывания в должности на пять лет, а в начале 1999 года, благодаря очередному фарсу с выборами, он гарантировал себе еще семь лет пребывания в этой должности.
В течение всего своего длительного правления он с акробатической точностью балансировал между Россией, Китаем и Западом и, несмотря на жесткие рыночные реформы, снискал себе значительную популярность. К теневым сторонам его системы относятся коррупция и кумовство. Два года назад Швейцария блокировала казахские банковские счета на сумму около 100 млн. долларов, на которые, по ее предположению, поступали взятки для казахской верхушки от американских нефтяных концернов. Глава одного южнокорейского концерна объяснял в ноябре перед судом в Сеуле, что он заплатил Назарбаеву 10 млн. долларов, чтобы продвинуть свой бизнес в Казахстане.
Пока еще не ясно, что именно побудило Токаева к отставке. Ясно другое: во властных структурах мало что изменилось. Тасмагамбетов уже много лет является соратником Назарбаева.