Высший комитет по переговорам сирийской оппозиции отказался участвовать в женевской встрече "без предварительных условий", как призывали США, сближая свою позицию с российской. Местные и региональные силы не смогли прекратить сирийский катаклизм - теперь примирение зависит от США и России, пишут СМИ.
Сирийская оппозиция, объединившаяся в Эр-Рияде в Высший комитет по переговорам (ВКП), после трех дней интенсивных обсуждений приняла решение отказаться от участия в очередном раунде мирного процесса в Женеве, сочтя, что он не предвещает ей ничего хорошего, но без ВКП переговоры не имеют никакого смысла, пишет Libération.
США уговаривали оппозицию принять участие в переговорах "без предварительных условий", однако ВКП такая позиция, все больше сближающаяся с российской, не устраивает. "Мы не хотим идти на переговоры, обреченные на провал, это было бы катастрофой. Именно это произошло с конференцией 2014 года, которая была плохо подготовлена и завершилась провалом. Следствием стало усиление ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) и ослабление умеренных сил", - заявил Рияд Хиджаб, координатор оппозиции.
Среди обозревателей мало кто надеется на благоприятный исход конференции. "Будем реалистами, шансы невероятно малы", - приводит издание слова дипломата из Совбеза ООН.
"Оппозиция шокирована "гуманитарным шантажом" - активизировавшимися с приближением конференции российскими авиаударами по рынкам и школам", - пишет автор статьи. В четверг 54 мирных жителя, в том числе около десяти детей, были убиты в ходе российской бомбардировки.
Еще одним камнем преткновения между ВКП и иностранными государствами стало участие в конференции курдов, которые, по мнению оппозиции, вступили в тайное соглашение с режимом Асада, передает корреспондент.
Дипломатическая неразбериха накануне мирных переговоров, которые должны начаться сегодня в Женеве, отвлекает внимание от важных перемен на поле боя и изменения в соотношении сил между покровителями и противниками сирийского правительства, считает обозреватель The Independent Патрик Кокбёрн.
Поддержка, которую ВВС России и США оказывают, соответственно, армии Асада и "Отрядам народной самообороны" сирийских курдов (YPG), обеспечивает этим войскам значительный рост огневой мощи и военной силы. Неудивительно, что эти силы одерживают победы над ИГИЛ (запрещено в РФ. - Прим. ред.) и оппозицией.
Каким бы ни оказался исход войны, теперь мало кто ожидает поражения Асада, даже если его армия недостаточно сильна для решающей победы.
"Сирийская проблема будет решена на поле боя", - говорит Фуад Хуссейн, глава администрации Масуда Барзани, президента Иракского Курдистана.
Хуссейн выделяет три этапа войны в Сирии: на первом все решали местные силы, на втором господствовали региональные игроки (Турция, Саудовская Аравия, Катар, Иран, "Хизбалла"). На третьем этапе США и Россия все больше контролируют ситуацию, что обнадеживает Хуссейна: "Если кризис будет урегулирован, то лишь путем соглашения России с США".
"Военные и дипломатические шаги России и США в Сирии - причудливая смесь сотрудничества с соперничеством, - комментирует автор: - наступление YPG на ИГИЛ западнее Евфрата в последние недели поддерживалось вначале ВВС США, а позднее российской авиацией. Зато в провинции Идлиб США снабжают вооруженную оппозицию, воюющую с сирийской армией, которую поддерживает Россия".
Военно-политическое вмешательство России и США сужает влияние региональных суннитских стран. Хуссейн полагает, что теперь, при наличии ВВС и ПВО России, прямое военное вмешательство Турции маловероятно.
Местные сирийские силы и региональные державы не смогли прекратить сирийский катаклизм ни средствами войны, ни средствами дипломатии, заключает автор, теперь "подлинное продвижение к примирению зависит от действий США и России".
"Неужели это Соединенные Штаты Америки постоянно уступают России и Ирану, а значит, Сирии Башара Асада? Неужели это наши действия и слова помогают одному из самых кровавых, разрушительных и дестабилизирующих режимов за всю историю мира? Неужели это мы растеряли стратегическое чутье и моральные ориентиры и осознанно воспроизводим политику, которая усугубила войну и зверства в Сирии? - сокрушается писательница, историк и политолог Энн Р.Пирс на страницах The Washington Times. - Ответ обескураживающий: "Да".
"СБ ООН проголосовал за то, чтобы сирийское "мирное урегулирование" началось в январе, с перемирия и переговоров между парламентом и оппозицией, которые, в свою очередь, должны привести к формированию "переходного правительства", - говорится в статье. - В соответствии с пожеланиями России и Ирана США не настаивают, чтобы президент Асад ушел".
США и Россия призывают повстанцев принять участие в переговорах "без предварительных условий", однако повстанцы требуют улучшения гуманитарной ситуации и прекращения бомбардировок российских и правительственных сил. В результате переговоры, начало которых было назначено на 25 января, "отложены" и "все это не ново", пишет автор.
Перечислив несколько конференций, которые состоялись на российских условиях и "кончились, не начавшись", Пирс напоминает: "В декабре 2012 года сенаторы Маккейн, Либерман и Грейэм писали в The Washington Post: "Если мы не свернем с текущего курса, историки будущего, вероятно, назовут убийство невинных сирийцев и вред, нанесенный им национальным интересам и нравственному состоянию Америки, позорной неудачей руководства США и одной из самых темных глав нашей истории".
Поскольку "США поступили непростительно - не свернули с этого курса, сирийская глава и в самом деле позорна", заключает автор.