Трюк с документом - и Москва выводит на старт "своего" кандидата в президенты Чечни
Малик Сайдуллаев должен был повнимательнее изучить свой паспорт, прежде чем претендовать на кресло президента Чечни. В графе "место рождения" там указано: Алхан-Юрт, Чечня. Это ошибка, пусть маленькая, однако она лишила его шанса стать президентом. В 1964 году, когда он родился, село Алхан-Юрт находилось в Чечено-Ингушской автономной республике - раскололась она позже.
Из-за этой ошибки Сайдуллаев, богатый московский бизнесмен, был на прошлой неделе исключен из списка претендентов на пост президента. Он был единственным, кто мог стать серьезным оппонентом кремлевскому протеже, поэтому ряд газет уже расценили предстоящие выборы как фарс. Корреспонденту Moscow Times Сайдуллаев сказал: "Кремль опасается, что я буду проводить в Чечне независимую политику".
Один из представителей российской правозащитной организации "Мемориал" говорит, что все происходит, " как прошлой осенью". Тогда популярный в Чечне Сайдуллаев по таким же сомнительным причинам не был допущен к участию в выборах, и никто не смог противостоять Ахмаду Кадырову, кандидату, получившему благословение Москвы. В мае Кадыров погиб в результате теракта на стадионе в Грозном; 29 августа будет избран новый президент, и его имя уже практически известно: это Алу Алханов, лояльный Москве министр внутренних дел Чечни.
Алханов входит в число семи кандидатов, официально допущенных к выборам в кавказской республике, но это еще ни о чем не говорит. Шестеро противников 47-летнего министра вряд ли представляют собой что-то большее, чем декорацию для поставленного Москвой спектакля, который должен продемонстрировать не только
России, но и Западу, как должны выглядеть демократические выборы в умиротворенной республике. Через пять лет после начала войны в Чечне все еще правят бал хаос и сила оружия, российские солдаты воюют с якобы побежденными мятежниками, сотрудники чеченской службы безопасности похищают гражданских лиц. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) сейчас изучает, насколько может быть гарантирована безопасность наблюдательной миссии на выборах в Чечне.
Алханову, кандидату Кремля, верно стоявшему на стороне Москвы во время обеих войн, предстоит занять одну из самых опасных должностей в мире. Бывший чеченский руководитель Аслан Масхадов заявил из подполья, что любой человек, "назначенный оккупантами на должность президента" должен осознавать, что будет убит. Совсем недавно в результате покушения едва не погиб нынешний исполняющий обязанности президента. Кто стоит за терактом, до сих пор неясно, ведь влияние Масхадова тоже ограничено. Число полевых командиров, которые действуют на свой страх и риск, велико, однако все время всплывает имя Шамиля Басаева. Во вторник, о чем свидетельствует видеозапись, выложенная на сайте мятежников, он взял на себя ответственность за организацию июньского нападения на Ингушетию, во время которого погибло почти сто человек.
В случае победы Алханову, который неоднократно демонстративно появлялся на телевизионном экране рядом с российским президентом Владимиром Путиным, придется вести войну на несколько фронтов. Решающим фактором его успеха станет то, сможет ли он обуздать Рамзана Кадырова - невежественного сына убитого чеченского президента. Он возглавляет службу безопасности, являющуюся на самом деле скорее жестокой бандой боевиков, на которую правозащитные организации возлагают ответственность за многочисленные похищения людей. Кремль, очевидно, тоже хочет лишить клана Кадырова власти. Для этого Москва как раз создает полк спецназа, которому поручено победить террористов, а заодно и подручных Кадырова.
Однако чеченское население ждет не только прекращения насилия, но и того, что разрушенная республика будет восстановлена, а жизненные условия улучшены. Насколько все это между собою связано, стало очевидным в начале прошлой недели, когда вооруженные люди напали в Грозном на инкассаторскую машину. Их добыча составила 150 тысяч евро. Это были деньги, предназначенные на выплату компенсаций возвратившимся домой беженцам.