В Москве он - бэби-олигарх, сын одного из бизнесменов, нажившего огромное состояние и обладавшего такой же огромной властью, контролируя частные предприятия в посткоммунистической России.
По сообщениям, в свои 24 года он является самым молодым рублевым миллиардером страны.
Теперь Николай Смоленский, купив находящуюся в Блэкпуле компанию TVR, производящую спортивные автомобили, влился в растущие ряды новых русских, вкладывающих деньги в Великобританию.
Вчера Смоленский, близкий друг владельца клуба "Челси" Романа Абрамовича, вступил во владение своей новой компанией, совершив экскурсию по заводу и встретившись с 400 рабочими.
Но кто этот мультимиллионер с лицом ребенка, заплативший около 15 млн фунтов за одну из самых успешных британский компаний, производящих спортивные автомобили?
Его мать австрийка, а отец, Александр, еврей австрийского происхождения. Он рос в Австрии, учился в Лондоне, где изучал экономику.
Несмотря на богатство, имя Смоленского не на слуху. Он живет в России и Британии, где у него есть огромная вилла, расположенная на одной из самых престижных улиц северного Лондона.
Виллу более четырех лет назад купил ему отец, который однажды осадил журналиста, поинтересовавшегося стоимостью такого домика для студента. Он что - хочет, чтобы мальчик жил на вокзале?
Смоленский-младший принадлежит к племени российской золотой молодежи, обязанной своим богатством соблазнительным и темным сделкам, которые заключали их отцы в эпоху галопирующего капитализма 1990-х годов.
Николай Смоленский, чье состояние оценивается в 55 млн фунтов и продолжает расти, получил О.В.К, банковскую империю своего отца, в декабре 2001 года. Он заявил, что откроет полторы тысячи банковских филиалов, но эта идея ему, похоже, наскучила, и он продал банк другому олигарху, Владимиру Потанину.
Дмитрий Бенечук, директор О.В.К. по маркетингу, заявил: "Мы нечасто его видели. Ему не хотелось заниматься вопросами менеджмента".
Коллеги Николая в банке называют его типичным молодым новым русским, жаждущим приключений. В свободное время он любит летать на маленьких самолетах и ездить на гоночных машинах. Он давно восхищается TVR, и, по-видимому, сам имеет машину TVR.
Пока он обходил завод и рассматривал машины и двигатели, пресс-секретарь TVR заметил: "У господина Смоленского до сих пор кружится голова. Он бывал здесь раньше и восхищается уровнем инженерного искусства, который он увидел. На всех сотрудников Николай производит сильное впечатление своим энтузиазмом и своими знаниями. Он очень проницателен".
В заявлении, размещенном на сайте компании TVR, говорится, что она продолжит производство, делая дополнительные инвестиции в новые технологии и производственные методы. В заявлении сказано, что новый владелец исключает возможность реструктуризации, а прежний хозяин, Питер Уиллер, останется в совете директоров в качестве главного консультанта.
Подобно Абрамовичу и Михаилу Ходорковскому, бывшему главе ЮКОСа, находящемуся в тюрьме по обвинениям в мошенничестве, Александр Смоленский нажил состояние на пресловутой российской схеме "займы в обмен на акции".
В рамках этой схемы магнаты в 1996 году согласились вложить средства в переизбрание президента Бориса Ельцина в обмен на крупные ломти принадлежащих государству природных богатств.
В эпоху Ельцина Смоленский-старший стал одним из самых богатых и одиозных бизнесменов.
Его историю часто называют сагой о стремлении к богатству. Отца у него не было, а мать австрийского происхождения в сталинском СССР стала "врагом народа".
Он вырос в бедности и, с точки зрения советских властей, вел себя нечестно, подпольно печатая Библию, за что был приговорен к двум годам принудительных работ в строительной бригаде. Позже он немало заработал, строя дома для партийной элиты.
В 1989 году Александр Смоленский создал банк "Столичный". В 1990-е годы он несколько раз был под следствием в связи со своей деятельностью.
В 1992-93 годах ФБР заинтересовалось его предполагаемым участием в финансовых махинациях, которые осуществляли иммигранты из России. Было начато расследование в связи с поисками исчезнувших 15 млн фунтов, но впоследствии его прекратили.
Когда Смоленский-старший расширил деятельность на Австрию, где он, в основном, проживает, в СМИ появилось немало догадок о его сделках.
Однажды его адвокат похвастался, что ему пришлось использовать связи в Кремле, чтобы Австрия не выдвигала против него обвинений.
Во время финансового кризиса 1998 года банк Александра Смоленского "СБС-Агро" лопнул, и тысячи вкладчиков потеряли свои деньги.
Он известен своим заявлением, сделанным в Wall Street Journal, что если иностранным инвесторам хватило глупости доверить ему свои деньги, то все, чего они заслуживают, это "от мертвого осла уши".
В мае нынешнего года журнал Forbes оценил состояние Александра Смоленского в 140 млн фунтов, на что тот ответил: "Неверная цифра. Сильно заниженная. Я удивился: неужели я так плохо работал в последние 15 лет?"