Российско-украинская напряженность сместилась на религиозный фронт в дни празднования 25-27 июля в Киеве 1020-й годовщины крещения Руси - территории, на которой в настоящее время располагаются Украина и Россия. По этому случаю в столицу Украины прибыли патриарх Русской православной церкви Алексий II и патриарх Константинопольский Варфоломей I. Это был в высшей степени символический визит в страну, где православная религия, которую исповедует большинство населения, пережила двойной раскол с момента обретения Украиной независимости в 1991 году.
Таким образом, в стране действует три православных церкви: одна относится к Московскому патриархату, вторая подчиняется Киевскому патриархату, и третья церковь, "автокефальная", представлена в основном на западе страны. На Украине, стремящейся избавиться от русской опеки со времен "оранжевой революции" в 2004 году, религиозный вопрос, быть может, даже в большей степени, чем вопрос языка, отражает проблемы, связанные с национальной идентичностью.
Один из лидеров "оранжевого движения", выступающий за воссоединение под покровительством одной церкви - независимой от Москвы - всех украинских православных, украинский президент Виктор Ющенко воспользовался присутствием Варфоломея I, чтобы просить у него "благословения для Украины ради исполнения этой мечты".
Вселенский патриарх, духовный лидер всех православных, обрел право быть принятым на уровне главы государства. Вдоль официального маршрута следования были размещены тысячи людей, и для придания празднику патриотической тональности им были розданы украинские флажки, а весь город был украшен портретами президента и Варфоломея I. Пышность празднований, которые потребовали затрат более чем в 5,5 млн евро, вызвала многочисленные критические высказывания со стороны оппозиции. Держась в стороне от официальных церемоний, проходивших в пятницу и в субботу, русский патриарх Алексий II, тем не менее, провел праздничную литургию в это воскресенье вместе со Вселенским патриархом.
Перед памятником Владимиру, князю Киевскому, принявшему христианство в 998 году, произошло состязание в красноречии между преданными сторонниками патриархов, Московского и Киевского. "Алексий - наш патриарх!" - скандировали одни, прежде чем их прервала менее многочисленная группа верующих, прославлявших Варфоломея.
Варфоломей I попеременно хвалил то одних, то других. В своей речи, обращенной к украинской нации, он говорил "об оккупации Украины Россией", и это выражение не понравилось российской стороне, которая бы предпочла видеть союз двух "славянских братьев". Но личная встреча Варфоломея с Алексием в воскресенье немного сгладила впечатление. Патриарх говорил "о проблемах, которые должны быть урегулированы по-семейному", избегая при этом намеков на воссоединение, о котором говорил президент Ющенко.
"Вселенский патриарх прибыл сюда не для того, чтобы преподать урок патриарху Московскому, - сказал архиепископ Габриель Де Вильдер, приехавший из Парижа. - Смысл в том, чтобы найти решение двух расколов, существующих на Украине. Причина сложившейся ситуации носит в большей степени националистический, нежели религиозный характер".
В окружении Варфоломея I между тем считают возможным признание патриархом в будущем украинской независимой и объединенной церкви. Крайне деликатный вопрос, принимая во внимание, что между патриархатом Константинопольским и патриархатом Московским сложились непростые отношения. Недавно Алексий II выразил сожаление по поводу попыток организовать встречу Варфоломея с лидерами раскольнических церквей. Варфоломей назвал эти обвинения "неприемлемыми, безосновательными и оскорбительными".
Ссора православных церквей не проходит бесследно в отношениях между Киевом и Москвой. В российском министерстве иностранных дел сетуют на "попытки (украинской стороны) использовать эти празднования, чтобы спровоцировать раскол между русской и украинской Православными церквями". В данном контексте радушное приглашение Алексия II патриархом Варфоломеем посетить в октябре Стамбул в дни проведения всеправославной конференции может еще больше осложнить дела в украинском лагере.