В ходе своего визита на Украину Патриарх Кирилл не выполняет волю российских властей, а стремится к единению и самостоятельности Русской Православной церкви, полагает обозреватель The Guardian Адриан Пабст.
Улучшение отношений между православными Церквами - одна из приоритетных задач Кирилла, полагает автор. Визит на Украину - попытка избежать полного раскола на фоне действий непризнанного Киевского Патриархата, который отказывается от каких-либо связей с РПЦ, полагает обозреватель.
Некоторые православные Церкви ориентируются на Вселенского Константинопольского Патриарха, другие признают традиционные притязания Московского Патриархата на первостепенное место. "Критики, указывая на близость Московского Патриарха к Кремлю в постсоветскую эпоху, утверждают, что подобная мессианская вера подкрепляет в России как чувство превосходства своей веры, так и политический империализм", - пишет автор. Однако, по его мнению, в наше время как минимум большинство православных Церквей - преимущественно национальные общины, поддерживающие независимые государства и служащие им. "Укрепляя связи с другими православными Церквами, Кирилл стремится возродить межнациональный характер православия", - утверждает автор.
Кирилл - глава крупнейшей из православных Церквей, и его желание отстоять особую роль Московского Патриархата только подчеркивает приверженность общей наднациональной православной идентичности, говорится в статье. Неверно объявлять Кирилла и русским неоимпериалистом под личиной благочестивого христианина, полагает автор. В прошлом году Кирилл выступил против принятия Южной Осетии в состав РПЦ, сославшись на то, что государственный суверенитет - не повод рвать отношения с Грузинским Патриархатом.
Ключом к укреплению общеправославной идентичности автор считает расширение независимости Церкви от государства - а именно такова вторая приоритетная задача Кирилла. Недавно Патриарх получил от российских политиков гарантии того, что Московская Патриархия сможет предварительно знакомиться со всеми законопроектами, вносимыми в Госдуму. Сейчас широко распространено мнение, что РПЦ подчинена российскому государству, но предложение потенциально способно радикально изменить ситуацию, полагает автор.