В атмосфере хаоса после распада СССР Запад протянул России спасательный круг, а теперь Путин вытесняет из страны организации, которые ей помогали, комментирует пресса "патриотический стоп-лист" Совета Федерации РФ. Наступление на гражданское общество показывает слабость режима, считает президент NED, объявленного в России "нежелательной организацией". Бершидский замечает, что не все аналитические центры - марионетки Госдепа либо Путина.
Президент Путин вытесняет из России организации, которые ей помогали в период "хаоса и неопределенности после распада СССР, пишет The Washington Post в редакционной статье. "Более масштабная цель Путина - уничтожение гражданского общества, этой жизненно важной двусторонней связи между теми, кто правит, и теми, кем правят, существующей во всех демократиях", - говорится в статье. Во вторник американский National Endowment for Democracy (NED) был объявлен в России "нежелательной организацией".
Американское издание заявляет: в прошлом году получатели гратов NED в России ратовали за транспарентность государственной политики, боролись с коррупцией, пропагандировали права человека, свободу информации и свободу общественных объединений. Все это элементы здоровой демократии, но в Кремле их считают опасными.
"В погоне за абсолютной властью Путин душит свое собственное общество", - заключает газета.
"Новейший российский закон против НКО, объявивший во вторник "Национальный фонд в поддержку демократии" нежелательной организацией, деятельность которой запрещена в России, является очередным доказательством того, что режим президента Владимира Путина столкнулся с усугубляющимся кризисом политической легитимности", - пишет президент NED Карл Гершман в статье для The Washington Post.
"Однако именно режим подрывает конституционный порядок в России путем репрессий, коррупции и международной агрессии, и сейчас назревают обстоятельства, подталкивающие к тому, что многие в России считают важным поворотным пунктом в политике", - утверждает автор.
"Вдобавок к экономическому кризису и коррумпированности элиты, война России на Украине - это третий фактор, подрывающий политическую легитимность режима", - продолжает Гершман. Путин попытался скрыть жертвы, которые Россия понесла в ходе этого конфликта, зная, что война не пользуются широкой поддержкой населения. "Он также знает по опыту России в Афганистане и по другим эпизодам российской истории, что поражение в войне может угрожать жизнеспособности режима", - говорится в публикации.
Опасения режима по поводу отсутствия у него самого политической легитимности очевидны, судя по тому, как далеко он заходит, чтобы не допустить любой конкуренции на выборах. Гершман напоминает о проведении досрочных выборов в парламент и попытках помешать предвыборным кампаниям оппозиционеров.
"Таков контекст, в котором Россия приняла закон, запрещающий российским демократам получать какую-либо международную помощь для развития свободы слова, верховенства права и демократической политической системы", - пишет автор. Но демократы "знают, что эти законы противоречат международному праву, которое разрешает подобную помощь" и "не отступают", считает Гершман.
Российский президент Путин чрезвычайно хитро обходится со своими противниками, пишет обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
В понедельник издание The Daily Beast опубликовало статью Джеймса Кёрчика "Как американский аналитический центр подпал под чары Путина" с утверждениями, что Московский Центр Карнеги превратился в "троянского коня" российского влияния. Кёрчик отметил, что этот центр не попал в список "нежелательных организаций", составленный Советом Федерации.
В интервью для статьи Кёрчика Гарри Каспаров утверждает, что отделение фонда Карнеги - канал, которым пользуются кремлевские инсайдеры. Бершидский замечает, что директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин действительно давно исповедует довольно "ястребиные" взгляды, "но это еще не делает центр марионеткой Путина". По его мнению, Эндрю Вейсса из Carnegie Endowment никак нельзя заподозрить в прокремлевской программе. А обеспечение нелегальных коммуникаций - легитимная функция, помогающая заключать полезные, иногда жизненно важные договоренности. Аналитические центры предназначены не для борьбы с несимпатичными режимами, а для прояснения и понимания их политики, говорится в статье.
Статья Кёрчика "делает за Путина грязную работу, подрывая доверие к трудам западных организаций, не включенных в список "нежелательных", и девальвируя их высказывания, когда они все-таки критикуют российское правительство", заключает Бершидский.