Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2004 г.

С.Дж. Чиверс | The New York Times

Президентские выборы в Чечне. Командует Кремль

Прошлой осенью во время предвыборной кампании в Чечне Ахмад Кадыров, кандидат, который в результате выиграл, строил свою кампанию на обещании, что путем личного взаимодействия с Кремлем он стабилизирует и восстановит разрушенную войной страну.

"Судьба Чечни, - гласил один из его плакатов, - это моя судьба".

Прошло несколько месяцев после его вступления в должность, и Кадыров погиб от бомбы, подложенной убийцами.

После смерти Кадырова в Чечне, которая едва жива, начался новый сезон выборов. Кремль утверждается в стратегии решения этой своей самой заковыристой проблемы.

Эта стратегия заключается в передаче политической власти чеченским лидерам, готовым следовать линии Москвы, и продолжении при этом российского военного присутствия, чтобы победить или по крайней мере сдержать выступления банд боевиков. Со временем, достигнув стабильности, русские готовы уйти.

Выборы назначены на 29 августа, и 13 кандидатов заявили о своем желании принять в них участие.

Предполагаемый фаворит - министр внутренних дел Чечни генерал-майор Алу Алханов, одновременно являющийся ставленником Москвы и представителем того же клана, что и Кадыров.

Правозащитные организации зафиксировали во время прошлогодних выборов Кадырова многочисленные нарушения и не испытывают радужных надежд относительно честности выборов его последователя.

"Это не будут выборы в полном смысле этого слова, - говорит Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы. - Выборы Кадырова были оскорблением законности. Сейчас будет повторение истории".

Со времени распада Советского Союза Россия пережила две войны в Чечне против сепаратистов и партизан, которых Кремль интерпретирует как воинов джихада, связанных с международным воинствующим исламизмом.

Вторая война, начатая президентом Владимиром Путиным в 1999 году, перешла в фазу патового военного противостояния. Российская армия и ее местные представители почти полностью контролируют север республики и крупные города, в то время как боевики перемещаются по территории южных гор и время от времени осуществляют террористические вылазки.

Едва ли можно считать, что в Чечне сохранилось нечто похожее на правительство или гражданское общество.

Правозащитные организации предлагают, чтобы Россия объявила в Чечне чрезвычайное положение, отложила выборы президента, пообещала амнистию боевикам и провела парламентские выборы. Выборы в законодательный орган, по их словам, научат вести политический диалог и могут способствовать возникновению полноценных кандидатов и структур, которых в республике, пережившей годы войны и беззакония, попросту не существует.

Кремль игнорирует подобные призывы. Налицо все признаки того, что президентские выборы неминуемо приближаются, видны также попытки придать им некоторую легитимность.

В интервью, которые дают в Чечне представители местной администрации (многие из этих бесед инициированы помощниками Путина), они настаивают, что в состоянии организовать выборы и обеспечить справедливое голосование. Но уже в организации этих встреч с журналистами видны признаки страха, который испытывает в этой республике Россия.

Недавняя пресс-конференция проводилась в новом правительственном здании Грозного, построенном на месте предыдущего Дома правительства, разрушенного взрывами 18 месяцев назад. Журналистов доставили в здание в бронированных автомобилях и в сопровождении вооруженных солдаты российских спецслужб. Потом двум представителям промосковского правительства Чечни дали короткое время для выступлений.

Один из этих двоих, Таус Джабраилов, глава Госсовета Чечни, заявил, что избирательный процесс будет открыт для независимых обозревателей. "Все международные агентства и журналисты смогут принимать участие и увидеть все своими глазами", - сказал он.

Через несколько минут председатель избиркома Чечни Абдул-Кирим Арсаханов сказал, что сейчас идет работа над уточнением списка избирателей. По его словам, в списки включаются многие из возвращающихся беженцев, списки еще будут дополнены, а выборы будут проводиться на профессиональном уровне.

Потом журналисты покидают здание, снова в сопровождении вооруженной охраны, и отправляются на встречу с центральной фигурой избирательной кампании - генералом Алхановым, кремлевским кандидатом. Он - единственный кандидат, у которого журналистам удалось взять интервью. Генерал Алханов, милицейский деятель с внешностью медведя и сдержанными манерами, не имеет политического опыта и был совершенно неизвестен в России, пока не появился недавно в телевизионном эфире рядом с Путиным. С тех пор он - фаворит гонки.

Пока он в течение 30 минут общался с иностранными журналистами, снаружи ожидали его телохранители. Одетый в камуфляж, он не был многословен в том, что касается его предвыборной платформы или программы. Единственное, что он ясно выразил, - свое намерение бороться с боевиками, справиться с которыми до сих пор никому не удалось.

Чеченский народ, считает он, нуждается в передышке. "Люди хотят спокойно жить и работать, и их нужно оставить в покое, - сказал он. - Банды должны прекратить свои ужасные преступления".

Как будто бы зачитывая заученный наизусть текст, он высказался против независимости Чечни и сказал, что поиски решения трудной задачи восстановления мира должны вестись под руководством Москвы.

По вопросу амнистии боевиков, которая, по мнению правозащитников, предоставит политическую альтернативу боевым действиям и заставит некоторых из партизан сложить оружие и принять участие в голосовании, он колебался. Подобный план, сказал он, должен осуществляться "в соответствии с российскими законами".

На следующий день журналистов повезли через череду российских КПП в Гудермес, где сын Кадырова Рамзан руководит собственной профессиональной армией. Он говорит, что будет голосовать за Алханова, причем говорит это так, как будто давно предрешено, что политический блок на основе их клана победит на выборах.

Чечня продолжает порождать насилие. Русские солдаты погибают практически каждую неделю, а на прошлой неделе боевики напали на соседнюю Ингушентию, убив около 100 человек, в то время как Кремль и его союзники в Чечне пытались сделать вид, что все в порядке.

Вне зависимости от результатов выборов, перед победителем будет стоять нелегкая задача, опасность и предательство будут подстерегать за каждым углом. Вспоминая судьбу Кадырова, Алексеева говорит: "Я очень боюсь, что любого человека, выбранного Кремлем, постигнет та же участь".

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru