Российская нефтяная промышленность в беде. Ежедневное производство нефти-сырца не выросло за последние девять месяцев после того, как достигло рекордных показателей, повысившись с 7,7 млн баррелей в день в декабре 2002 года до 9,4 млн баррелей в сентябре 2004-го.
Тревожные признаки на российских нефтяных месторождениях сулят нефтяным рынкам еще немало плохих новостей. За последние три года повышение производства в России помогло удовлетворить стремительно растущий спрос на нефть в Азиатско-Тихоокеанском регионе и не только там. России удалось заполнить брешь благодаря масштабной реструктуризации и приватизации промышленности, осуществленной в 1990-х. ЮКОС Михаила Ходорковского, являвшийся тогда крупнейшим в стране производителем нефти, поднял индустрию на новые высоты роста и продуктивности с помощью внедрения прозрачности в западном стиле, производственных технологий и эффективного менеджмента.
Однако теперь индустрия зашла в тупик, и Россия не сможет восстановить значительный прирост производства нефти в приемлемые сроки.
Уничтожение ЮКОСа и Ходорковского, который в прошлом месяце был осужден на девять лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве, частично - но не полностью - является причиной такого тревожного поворота событий. На основных производственных подразделениях ЮКОСа, включая "Юганскнефтегаз", проданный государством с аукциона в счет погашения долга за невыплаченные налоги, ежедневное производство упало на 7-18% по сравнению с максимальными показателями 2004 года.
Однако тут участвовали и другие силы. С момента перевыборов Владимира Путина более года назад российское правительство начало агрессивно вмешиваться в экономику. Прошлым летом налоги были повышены. Сейчас государство забирает почти 96 центов с каждого избыточного доллара, получаемого компаниями от продажи нефти по цене свыше 25 долларов за баррель, тем самым лишая компании всякого стимула делать инвестиции в дорогие нефтяные месторождения в период необычайно высоких мировых цен на нефть.
Кроме того, Москва заблокировала планы строительства частного трубопровода от Западной Сибири до Мурманска, по которому можно было бы транспортировать от одного до двух миллионов баррелей нефти в день. В результате в России появилось "бутылочное горлышко", возник затор, из-за которого компании вынуждены транспортировать нефть по железной дороге и на баржах, что повышает транспортные расходы.
Рост политических рисков заставляет инвесторов подумать дважды, прежде чем решиться вкладывать деньги в Россию. "Дело ЮКОСа" показало, что Кремль не остановится перед перераспределением активов.
Контролируемые государством компании, такие как "Газпром", уже положили глаз на компании, управляемые российскими олигархами, к примеру "Сибнефть" и ТНК-ВР, которые обе переживают спад производства. Планы российского правительства не допустить новых иностранных инвестиций в добывающие нефтяные и газовые предприятия также вызывают беспокойство в компании ТНК-ВР, которая наполовину принадлежит British Petroleum, что означает, что ей могут в будущем перекрыть доступ к этим прибыльным проектам.
Учитывая существующее политическое давление, едва ли стоит удивляться, что компании были осторожны, принимая решения о новых инвестициях в 2004 году и в первом полугодии текущего года. ЮКОС и его бывшее производственное подразделение добывают меньше нефти, в то время как истощенные нефтяные месторождения и другие компании не подпитываются свежими инвестициями.
Маловероятно, что все это изменится. Так что не рассчитывайте, что Россия в ближайшее время поможет снизить цены на нефть, достигшие 60 долларов с лишним.
Владимир Милов - бывший замминистра энергетики, президент Института энергетической политики в Москве