Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2006 г.

Шерил Гей Столберг | The New York Times

Прощание Буша с Коидзуми - еще и награда

В 2001 году, когда оба они были новичками на своих постах, президент Буш и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми сдружились, перебрасываясь бейсбольным мячом в Кемп-Дэвиде. Сегодня Коидзуми, большой поклонник Элвиса Пресли, движется к завершению своего срока, и Буш делает ему прощальный подарок: президентскую экскурсию в Грейслэнд.

Поездка в дом Пресли в Мемфисе последует за более прозаичной встречей в четверг в Белом доме. Но она представляет собой нечто большее, чем простое путешествие двух пожилых поклонников рок-н-ролла, желающих увидеть "Комнату джунглей".

Для Буша это способ поблагодарить японского премьера за поддержку США в войне в Ираке и, в более широком смысле, показательный пример дипломатии Буша, построенной на личных симпатиях и привилегиях.

От приглашений на ранчо в Техасе до поездок на горных велосипедах в Кемп Дэвиде, вроде совершенной в июне с премьером Дании, Буш осыпает благами лидеров, которые ему нравятся, и не дает их тем, кого не любит.

"Бушу нравится вознаграждать друзей, готовых рискнуть, - сказал бывший пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер. - Говорят, что он предельно лоялен к своим. Он лоялен и к зарубежным лидерам, лояльным ему".

Но у личностной дипломатии есть недостатки; каждый школьник знает, что дружба ослабевает, когда друзья разъезжаются. Это случай Буша. Многие лидеры, с которыми он дружен, вроде Коидзуми и британского премьера Тони Блэра, либо сходят, либо уже сошли со сцены, оставляя президента в изоляции.

"Привнесение личностного момента, как это делает Буш, имеет краткосрочные преимущества: вы получаете поддержку стран, от которых иначе ее не получили бы, - заявил Иво Даалдер, эксперт по внешней политике в Brookings Institution. - Но у него есть долгосрочные негативные последствия, особенно в отношениях с демократиями, так как личные отношения становятся препятствием в отношениях со следующим правительством".

Действительно, у Буша не такие тесные отношения с новыми премьерами Италии и Испании, какие были с их предшественниками, Сильвио Берлускони и Хосе Марией Аснаром. Оба они поддерживали Буша по Ираку, принимая на себя недовольство дома. Обоих в награду пригласили на ранчо, удостоив высшей чести в иерархии привилегий Буша.

Некоторые отношения Буша, которые казались теплыми поначалу, например отношения с президентом России Владимиром Путиным, стали прохладными. Но как минимум в одном случае холод сменился теплом: когда Ангела Меркель стала канцлером Германии вместо Герхарда Шредера.

Советники говорят, что Буш очарован биографией Меркель, выросшей в ГДР; в среду Белый дом объявил, что Буш присоединится к Меркель в ее родном городе по пути в Петербург на саммит "большой восьмерки". Шредера вычеркнули из списка друзей, потому что Буш счел, что он нарушил данное в частном порядке обещание поддержать свержение Саддама Хусейна. Президент был недоволен тем, что Шредер использовал тему Ирака в избирательной кампании.

Нынешние и бывшие советники Белого дома говорят, что Бушу нравятся лидеры, которые решительны, оптимистичны и тверды перед лицом критики - эти же качества он приписывает и себе.

"Невозможно предугадать, - заявил давний советник Буша Дэн Бартлет, - как человек будет вести себя в тяжелой ситуации".

Президент и Блэр, несмотря на противоположность их политических философий, "сразу почувствовали взаимную симпатию", сказал Флейшер, назвавший их обоих "обаятельными и разговорчивыми оптимистами". Но у президента никогда не возникало похожего чувства к президенту Франции Жаку Шираку. "Ширак унылый", - сказал Флейшер.

Коидзуми же прост и приятен, потому Буш его и любит. Бартлет говорит: "Мне кажется, он просто получает от этого человека огромное удовольствие".

Помимо поклонения Элвису, Коидзуми, родившийся в тот же день, что и король рок-н-ролла, 8 января, обожает бейсбол, что роднит его с Бушем, когда-то совладельцем Texas Rangers.

Еще он любит старые фильмы с Гарри Купером; когда лидеры впервые встретились в Вашингтоне, Буш подарил Коидзуми постер Гарри Купера. В 2003 году в Токио Коидзуми отдарился японской собачкой-роботом.

"Коидзуми был решителен и во многом разделял представление президента о мире, он сам понял, что война с терроризмом - это война с терроризмом, а не полицейская акция, которая скоро кончится, - сказал Майкл Грин, специалист по Азии и бывший внешнеполитический советник Буша. - Но, помимо всего, в Коидзуми есть искра, и это очень важно для их личной симпатии".

Но аналитики вроде Даалдера видят и минусы. Например, Буш вряд ли станет критиковать Коидзуми за посещение храма Якусуни, где чтят японцев, погибших в годы Второй мировой войны, включая премьер-министра, приказавшего бомбить Перл Харбор.

Для иностранных лидеров, пользующихся расположением Буша, выгоды велики. Датский премьер Андерс Фог Рамуссен, который катался с президентом на велосипеде, шесть раз встречался с Бушем, что помогло его стране на мировой арене.

Это выгодно и Бушу.

Насколько помнят советники Белого дома, поездка в Грейслэнд - это первый случай, когда Буш показывает зарубежному лидеру американскую достопримечательность за пределами Вашингтона, хотя он устраивал экскурсию по Среднему Западу президенту Мексики Висенте Фоксу.

Визит привлекает большое внимание прессы в обеих странах, сказал Грин.

"Для президента, который серьезно относится к японо-американскому альянсу, это нетривиальный, но очень эффективный способ показать японскому народу, как нам важна Япония", - сказал он.

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru