Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2006 г.

Прощание с имперской мощью дается нелегко. Соответственно, на большое поражение Россия вряд ли могла отреагировать иначе, чем большой растерянностью. Это было в 1856 году: царская империя только что потерпела поражение в Крымской войне с Османской империей, Францией и Великобританией. Как следствие, распался Священный союз с Пруссией и Австрией. Россия осталась одинокой и ослабленной. С тех пор из поколения в поколение передается следующая фраза, принадлежащая царскому министру иностранных дел Александру Горчакову: "Россию упрекают в том, что она изолируется и молчит. Говорят, что Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредотачивается".

На этой неделе президент Владимир Путин выступил перед послами своей страны с программной речью о внешней политике и употребил там интересную формулировку: Россия, сказал он, не будет участвовать ни в каких "священных союзах". Эхо XIX века не могло прокатиться по залу громче. Наследию советской империи, ослабленной России, Путин старается придать новое значение независимой силы. Россия не сердится, она сосредотачивается. Укрепление изнутри, полагал Горчаков, должно помочь России когда-нибудь снова превратиться во внешнюю силу. Но это еще и рецепт Путина.

За шесть лет его правления дело жизни президента уже видно любому наблюдателю. Сегодня Россия является страной, сверху донизу пронизанной функционирующей цепочкой приказов. Это государство с почти полным контролем над своими полезными ископаемыми, приносящими все больше прибыли. Это страна, которая может дать многим из своих граждан определенное чувство безопасности, и это создало некие рамки, в которых все большее количество людей живет в состоянии скромного благополучия. Однако Россия по-прежнему является государством, коррумпированные и циничные служители которого топчут ногами человеческое достоинство. Это государство, которое боится свободного разнообразия мнений и демократии. Россия может предъявить свои экономические успехи, но они не являются результатом модернизации, а всего лишь результатом высоких цен на сырьевые ресурсы.

Сейчас, этим летом, Путин собирается презентовать дело своей жизни мировому общественному мнению. Как нынешний председатель группы восьми ведущих индустриальных государств, "большой восьмерки", Россия принимает сильных мира сего. В этот четверг министры иностранных дел G8 встретятся в Москве, а в середине июля президенты и главы правительств соберутся в родном городе Путина Санкт-Петербурге. То, что президент ожидает от этой встречи в верхах, со всей очевидностью следует из его речи. Россия "укрепила свой внутренний потенциал и международные позиции", сказал он. С явно возрастающим нетерпением Путин ждет, чтобы новое величие России было признано ведущими силами мира. Такие страны, как Германия и Франция, уже пошли на это. В признании упорно отказывает в основном Америка. США громче других порицают обрезанную демократию в России и ее угрозы в адрес бывших советских республик.

В московском руководстве велика озлобленность от поучений единственной оставшейся в мире сверхдержавы. Путин считает абсолютно неприемлемым для России принцип "что позволено Юпитеру, не позволено быку", и это он внушал своим послам. Юпитер в данном случае - Америка, и Москва знает, что в своих упреках Вашингтону в двойной морали она не одинока. Россияне с удовлетворением замечают, что все большее число стран приветствует их как противовес Соединенным Штатам - даже если в принципе они не слишком хотят усиления России.

Во всяком случае, только что русские как прагматичные переговорщики прибавили себе авторитета в конфликте вокруг иранской атомной программы. Россия воспринимает себя самостоятельным и уверенным в своих силах игроком, в какой-то степени связанным с государствами СНГ, ЕС, но, что важнее, еще и с Китаем и Индией. Лишь затем в составленном Путиным списке важных партнеров следуют США, что, однако, больше свидетельствует об обидах России, чем о ее настоящих приоритетах. Это производит впечатление, будто - после многих лет в малоприятной роли младшего компаньона Америки - недовольство постсоветской дипломатией Вашингтона в отношении России снова обрело опору и ориентацию.

Путин отдает себе отчет, что лишь настоящие средства принуждения гарантируют России ее ранг. В мире, которому не хватает энергии, ими могли бы стать богатейшие ресурсы России. Однако тот, кто использует нефть и газ как средство давления, утрачивает доверие и уважение - цена, которую России не стоило бы платить хотя бы из благоразумия. Правда, Россия, до сих пор еще не убедительно модернизированная, может претендовать на важную роль в мире. Но она ей не всегда по плечу.

"Мы большая, но бессильная страна", - сетовал в 1876 году Горчаков. Но на взгляд дипломата, это не должно было помешать самоуверенному выступлению в качестве великой державы. Всегда можно сделать вид, будто ты силен. Но ни в коем случае нельзя забывать, что это только вид, говорил он.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru