Что делать с Латвией, оказавшейся на грани банкротства? - этот вопрос крайне неохотно поднимается на саммитах европейских руководителей, настолько он неудобен, пишет Le Monde. Все знают, что страна движется к катастрофе, и это вопрос нескольких месяцев, отмечает корреспондент Сесиль Прюдом.
Эту тему европейцы предпочитали обходить стороной, лишь в частных беседах замечая, что Латвии следовало послушать Европу, советовавшую ей избегать роста дефицита. Однако с переходом председательства в ЕС к Швеции вопрос о судьбе Латвии и ее валюты вторгнется в европейские дискуссии. Швеция более всех в Европе связана с Латвией: сегодня страна расплачивается за страсть своих банков к инвестициям в прибалтийские государства, а шведская крона напрямую зависит от новостей о финансовом состоянии Латвии. Поэтому, подчеркивает издание, Швеции крайне важно, чтобы вопрос был решен.
Для Латвии сохранение привязки национальной валюты к евро любой ценой подразумевает необходимость существенно урезать бюджет с целью получить новый кредит от международных институтов. Соответствующий план, предусматривающий сокращение зарплат государственных служащих на 20%, а пенсий - на 10% с 1 июля, был принят парламентом. В противном случае Латвии грозит девальвация через реструктуризацию долга по аргентинскому образцу - сценарий, вселяющий страх, по мнению издания.
На протяжении нескольких лет латышам внушали, что, даже получая доходы в латах, они могут без проблем брать кредиты в евро, а риск, связанный с обменным курсом, был нейтрализован за счет жесткой привязки лата к евро: в результате 89% предприятий частного сектора Латвии имеют долги в евро.
Издание допускает вероятность новых беспорядков в Латвии, а также заражения других стран Восточной Европы, в первую очередь Литвы и Эстонии. При нынешней динамике, по оценке экспертов Natixis, прибалтийские страны смогут поддерживать свои валюты не более двух лет. "Латвия и два ее прибалтийских соседа скоро не смогут защитить свои валюты от спекуляции. Для латышей девальвация станет подтверждением того, что Евросоюз их окончательно бросил, вместо того чтобы ускорить интеграцию страны в зону евро", - отмечает автор статьи.