Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
29 июня 2011 г.

Михаэль Людвиг | Frankfurter Allgemeine

Царь лояльных либералов

Михаил Прохоров - типичный российский олигарх, а с этих выходных еще и политик. Возможно, Кремль связывает с ним далеко идущие планы. А возможно, Прохоров призван занять место либерального "мальчика для битья", пишет Михаэль Людвиг в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.

В понедельник состоялась встреча Прохорова с президентом Медведевым, на которой речь шла о политических планах Прохорова войти на декабрьских выборах в парламент. За два дня до этого Прохоров, по определению одного из руководящих членов "Правого дела", занял в партии место "царя, отца, бога и воинского начальника". Новый лидер партии, называющей себя праволиберальной, стремится сделать ее второй по влиянию партией в Думе - на что Прохоров готов потратить 100 млн долларов личных средств. Правда, с его состоянием в 18 млрд долларов это не столь болезненно, замечает автор.

Родившийся в 1965 году, Прохоров олицетворяет собой типичного российского олигарха, говорится далее в статье. Начав комсомольским вожаком, он затем переключился на организацию пошива и продажи джинсов - по тем временам вожделенного дефицита. Его партнером был тогда Александр Хлопонин, ныне полпред президента на Северном Кавказе. Их пути постоянно пересекались и позже.

Однако своим головокружительным взлетом Прохоров - как в те времена и многие другие олигархи - был обязан одному из московских банков, где он объединился с другим своим другом, Владимиром Потаниным, который в ельцинские времена тесно дружил с властью, отмечает автор.

Прохоров оказался в одной лодке с Потаниным, когда "ОНЭКСИМ банк" последнего в середине 90-х отправился на "большую рыбалку", став в результате залоговых аукционов акционером крупнейшего производителя никеля "Норильский никель", а также сталелитейных и нефтяных предприятий.

Спустя всего несколько лет после этих выгодных приватизационных сделок холдинг "Интеррос", принадлежавший Прохорову и Потанину, был оценен в 4% российского ВВП и в 7% российского экспорта, говорится далее в статье. Правда, дружба Прохорова с Потаниным скоро кончилась - произошел "развод" с разделом имущества, которые трудно назвать мирными.

По-видимому, этот "развод по-русски" был инициирован Потаниным, причем в самый неподходящий для Прохорова момент. В январе 2007 года тот попал под подозрение в сутенерстве в высших кругах. Во всяком случае, он был арестован в Куршевеле, поскольку якобы "подгонял" своим гостям дам из России. "Со слов самого Прохорова, которые цитировали российские СМИ, он знакомился с девушками в барах или ночных клубах и просто оплачивал им путешествие во Францию, поскольку сам любит общаться с красивыми и умными женщинами. А к тому, что потом происходило на его бурных празднествах, он не имеет никакого отношения", - говорится в статье.

Россияне между тем гадают, с чего вдруг президент Медведев - наверняка не против воли премьера Путина - стремится придать олигарху Прохорову политический статус, продолжает автор. "Ни у кого нет сомнений, что политическая активность Прохорова была инициирована верхами ровно так же, как и создание "Правого дела" три года назад".

Медведев не первый глава российского государства, который хотел бы иметь праволиберальную партию. В свой первый президентский срок Путин, старавшийся позиционировать себя как ориентированный на создание рыночной экономики реформатор, тоже ничего не имел против такой силы - на тот момент ею был Союз правых сил (СПС) - с тем, чтобы ограничить влияние коммунистов в Думе. Но попытка СПС встать в открытую оппозицию путинской авторитарной политике потерпела крах.

Российские наблюдатели тогда считали, что при создании новой партии "Правое дело" Кремль стремится первым делом к тому, чтобы при наличии управляемой демократии создать у Запада впечатление разнообразия партийного ландшафта. Сегодня, как полагает автор, к этому добавляется стремление создать в глазах иностранных предпринимателей, в чьих инвестициях Россия остро нуждается, иллюзию плюрализма и продемонстрировать, что новая партия будет представлять интересы предпринимателей.

За неделю до избрания Прохорова лидером партии власти отказали в регистрации либеральной "Партии народной свободы" ("Парнас"), говорится далее в статье. Это не удивительно, поскольку ее лидеры называют Путина верховным покровителем "коррупционеров" - а наряду с ним косвенно и Медведева, который так ничего и не достиг своими разглагольствованиями о борьбе с коррупцией - а возможно, и не хотел достичь, поскольку сам является частью системы, пишет автор.

В речи на партсъезде "Правого дела" по случаю своего избрания Прохоров явил собой "ручного олигарха" - кто знает, чем он обязан путинскому государству?

Государственные СМИ придали большое значение речи Прохорова. Однако призыв освободить Ходорковского, который все чаще озвучивается и другими влиятельными русскими, прозвучал лишь перед журналистами по окончании партсъезда. Государственное телевидение этого не транслировало.

Нельзя исключать, полагает автор, что Прохоров призван стать либеральным "козлом отпущения", чтобы дать возможность партии власти - путинской "Единой России" - представить себя в предвыборной борьбе социально ориентированной силой и тем самым возместить сокращение своего электората.

Источник: Frankfurter Allgemeine


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru