Организация Объединенных Наций решила продлить жизнь широко разрекламированному, но впоследствии разочаровавшему проекту создания особой экономической зоны на границе Китая, России и Северной Кореи, где обстановка в прошлом часто становилась напряженной.
Проект ?Река Тюмень?, представленный как возможность, появившаяся в связи с окончанием Холодной войной, должен был помочь преодолеть враждебность с помощью активизации торговых отношений в этом маленьком уголке северо-восточной Азии и через него объединить гигантский регион. Прошло десять лет, и, судя по всему, план не оправдал возложенных на него надежд. Объем инвестиций остается невысоким, товарам и людям по-прежнему сложно пересекать границы.
Тем не менее, как сообщают руководители проекта, Программа развития организации объединенных наций дала ему еще три года. Поддержка со стороны ПРООН, трех приграничных государств, а также Монголии и Южной Кореи будет официально предложена на этой неделе в ходе встречи в Конг-Конге.
Несмотря на решение продолжать реализацию проекта, осведомленные источники говорят, что неудачи будут продолжаться, поскольку ни у одного из партнеров нет ни средств, ни идей, чтобы оживить программу. По их словам это решение свидетельствует о том, что проект слишком громок, что ПРООН могло легко его похоронить.
Руководители и консультанты по проекту сообщили, что его внутренняя оценка, сделанная ПРООН, настолько убийственна, что с полными вариантом аналитического отчета не познакомили даже стран-участниц. ПРООН предоставил лишь краткое резюме на двух страницах, где говорится, что ?развитие происходило гораздо медленнее, чем предполагалось?, и что проект в своем нынешнем виде не оправдывает себя экономически.
?Очень большой разрыв между мечтами и реальностью. Тюменский проект отличался этим с самого начала?, - объясняет Йан Дэвис, работавший в Пекине в качестве консультанта по инвестициям по этому проекту с 1995 по 1998 гг.
Ощущение бесперспективности усиливается в силу экономических сложностей, испытываемых Россией, Северной Кореей и Монголией. Руководители и консультанты проекта говорят, что Южная Корея не хочет вкладывать большие средства, если этого не делают остальные. Ситуацию усугубляют неопределенное отношение Северной Кореи к реформам, российская коррупция и контр-продуктивная торговая политика.
ПРООН утверждает, что зона привлекла $1,5 млрд. инвестиций, но реальная цифра не превышает $1 млрд. Больше всего предоставляют южнокорейские компании, вкладывающие в проекты на территории Китая. Очень малые объемы инвестиций соответствуют логике проекта: брать сырье в России и Монголии, перерабатывать его с помощью китайской рабочей силы и транспортировать через северокорейский порт Раджин.
Одной из основных проблем является состояние транспортных систем этого отдаленного региона. Новая железная дорога между китайским Хунчуном и российским Краскино не используется; россияне не занимаются иммиграционным и таможенным обслуживанием. Расстояние в 160 км по устаревшей железной дороге, ведущей от китайской границы к северокорейскому Раджину преодолевается за девять часов. Грязная, неасфальтированная автомобильная дорога в Раджин находится в не намного лучшем состоянии.
?Если даже нам удастся привлечь в Раджин иностранных инвесторов, добираясь до Раджина, они разобьют дорогу окончательно?, - говорит Роджер Баррет, глава расположенной в Пекине ассоциации, помогающей иностранцам инвестировать в Северной Корее.
И все-таки ПРООН утверждает, что проекту удалось добиться реального прогресса, и его стоит поддержать. ?Границы были закрыты в течение многих десятилетий?, - говорит Цогцайхан, старший консультант пекинского представительства ПРООН, отвечающего за реализацию Тюменского проекта.
Он утверждает, что проект может добиться успеха только в том случае, если страны-участницы возьмут на себя больше ответственности. По словам Цогцайхана именно об этом будет сказано пяти странам на встрече, которая пройдет на следующей неделе в Гонг-Конге. ПРООН, потратившая уже $8 млн, предложит еще $1,8 млн. Пять стран-участниц должны будут вкладывать по $25 000 ежегодно.
Однако он признал, что этого слишком мало для того, чтобы добиться реальных результатов. В конце концов, все убеждены, что судьба этой зоны зависит от Японии, главной экономической силы региона, ведущей себя безразлично. Токио заявил, что его участие невозможно до тех пор, пока не нормализуются его отношения Северной Кореей. Переговоры между этими двумя странами продолжаются в не самой теплой атмосфере.